В цехах 123-го авиаремонтного завода в Старой Руссе восстанавливают штурмовик Ил-2, поднятый поисковиками со дна Ильменя осенью прошлого года. Первое с чего начали реставраторы – очистка деталей от грязи, которой машина буквально обросла за полвека пребывания в воде. А впереди еще много работы, сотрудники авиаремонтного завода говорят, что восстановление самолета займет не меньше двух лет.






Указом Губернатора Новгородской области Иванов Алексей Михайлович награжден медалью "ЗА ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЗЕМЛИ НОВГОРОДСКОЙ" за активное участие в военно-поисковой работе.
Все наиболее значимые находки затонувшей военной техники в последнем десятилетии на территории Новгородской области сделаны организованными им экспедициями: грузовой автомобиль ГАЗ-ММ (река Копка), штурмовик Ил-2 (озеро Ильмень), бронеавтомобиль БА-6 (река Малый Волховец), полугусеничный тягач Sd.Kfz.8 (река Волхов).






25 сентября 2021 года успешно завершились работы по подъему полугусеничного тягача Sd.Kfz.8 со дна реки Волхов в районе деревни Селищи. Организатор работ Александр Морзунов и водолазы группы Кравцова сработали на отлично! Наши новгородские дайверы тоже много поучаствовали. Объект найден Алексеем и Иваном Ивановыми (отцом и сыном), и обследован дайверами Удальцовым, Афанасьевым, Мурадовым, Масальским, при активном участии Архипова и Тидемана.
23 июля 2021 года в центральной районной библиотеке гор. Сольцы состоялась краеведческая конференция, посвященная 550-летию знаменитой Шелонской битвы. Собравшиеся археологи и краеведы прослушали выступления отца Николая Епишева, научного сотрудника Солецкого музея Сергея Скирченко и руководителя подводно-археологической программы "Шелонская битва" Алексея Иванова, ознакомились с книжной выставкой, посвященной этому событию и выполненными С.В. Скирченко портретами Марфы Борецкой, государя Ивана III и князя Даниила Холмского.






Летом 2021 года, в рамках года Александра Невского, Центром подводных исследований РГО завершен первый этап комплексной экспедиции «По маршруту генерала Г.Н. Караева» (1958–1962 гг.), с целью установления места Ледового Побоища 1242 года. В этой экспедиции приняли активное участие наши археологи Айвар Степанов и Сергей Луций.






Поисковая группа под руководством Алексея Иванова в течение всего летнего сезона 2021 года проводила работы на озере Ильмень, обследовав за этот сезон около 100 кв.км. Наиболее интересным археологическим объектом стала находка на дне озера группы из шести затонувших деревянных судов и лодок. Исследование этих судов планируется продолжить позднее.
18 августа 2021 года (ровно через 80 лет после затопления) бронеавтомобиль БА-6 подняли водолазы со дна реки Малый Волховец в окрестностях Великого Новгорода. Целостность конструкции при подъеме, к сожалению, сохранить не удалось.
После подъема части броневика были отправлены во Псков, в специализированную мастерскую, где бронеавтомобиль восстановят, чтобы последний железный защитник Новгорода мог принимать участие в торжественных военно-исторических мероприятиях.
25 мая 2021 года на дне реки Малый Волховец рядом с Синим мостом при въезде в Великий Новгород найден уникальный участник сражения за город в августе 1941 года — пушечный бронеавтомобиль БА-6.
По архивным документам бронеавтомобиль принадлежал 28-й танковой дивизии, защищавшей Новгород от немецко-фашистских захватчиков. 18 августа 1941 года части 3-й и 28-й танковых дивизий были прижаты к берегу Малого Волховца, а гитлеровские войска вышли к мосту. Для защиты переправы выдвинули бронеавтомобиль БА-6 и танк КВ-1, которые с ходу открыли огонь по врагу. Но немецкие самолеты подбили на берегу танк КВ и окончательно разрушили мост, остатки которого вместе с броневиком рухнули на дно реки.
В апреле 2021 года закончен очередной этап исследований опоры Великого моста X века под условным обозначением №5. Работы организованы Институтом археологии РАН, Новгородским государственным объединённым музеем-заповедником, Новгородской областной Федерацией подводной деятельности, Инженерно-техническим центром специальных работ (СПб). Целью работ была подготовка к раскопу, глубиной до 3 м., который должен расчистить левую стенку ряжевой опоры. В задачи работ входила тщательная разборка поверхностного слоя грунта, отличающегося в этом месте высокой плотностью и наличием предметов XIV – XX вв. Работы проходили в условиях минимально допустимой прозрачности воды, наиболее высокой скорости течения, на глубине 5-6 м.
В результате исследований поверхностный слой разобран на глубину около 70 см. Достигнут практически стерильный, достаточно пластичный слой грунта для разработки гидроэжектором. Обнаружено девяносто восемь индивидуальных находок, сотни фрагментов керамической посуды, костных кухонных остатков. Среди индивидуальных находок рыболовецкие каменные грузила, бронзовые крючки, судовые ластильные скобы, монеты, нательный крест, привески, пряжки, пуговицы и булавки, подковы: конская и обувная, топор со сломанным топорищем, нож и т.п. Состав находок аналогичен предметам, содержащимся в грунте в ста метрах ниже по течению, где изучалась трасса моста, пересекающего р. Волхов с XII – XIX вв. Однако относительно низкая плотность находок позволяет полагать, что их источником являлись временные мосты, которые возводились «по старой памяти» на трассе моста X в. на период ремонтов существующего моста. Скорее всего на временных пролетах лавок не возводили, но торговые точки могли размещаться на судах, служащих опорами наплавных мостов. Плотность осколков керамической посуды, выброшенной за борт и датируемой с начала XIVв. на исследуемом участке речного дна составляет 15 шт. на м2. На следующем этапе планируются продолжение исследования более древних слоев и уточнение сведений о конструкции ряжевой опоры.




