Поисковая группа под руководством Алексея Иванова в течение всего летнего сезона 2021 года проводила работы на озере Ильмень, обследовав за этот сезон около 100 кв.км. Наиболее интересным археологическим объектом стала находка на дне озера группы из шести затонувших деревянных судов и лодок. Исследование этих судов планируется продолжить позднее.
18 августа 2021 года (ровно через 80 лет после затопления) бронеавтомобиль БА-6 подняли водолазы со дна реки Малый Волховец в окрестностях Великого Новгорода. Целостность конструкции при подъеме, к сожалению, сохранить не удалось.
После подъема части броневика были отправлены во Псков, в специализированную мастерскую, где бронеавтомобиль восстановят, чтобы последний железный защитник Новгорода мог принимать участие в торжественных военно-исторических мероприятиях.
25 мая 2021 года на дне реки Малый Волховец рядом с Синим мостом при въезде в Великий Новгород найден уникальный участник сражения за город в августе 1941 года — пушечный бронеавтомобиль БА-6.
По архивным документам бронеавтомобиль принадлежал 28-й танковой дивизии, защищавшей Новгород от немецко-фашистских захватчиков. 18 августа 1941 года части 3-й и 28-й танковых дивизий были прижаты к берегу Малого Волховца, а гитлеровские войска вышли к мосту. Для защиты переправы выдвинули бронеавтомобиль БА-6 и танк КВ-1, которые с ходу открыли огонь по врагу. Но немецкие самолеты подбили на берегу танк КВ и окончательно разрушили мост, остатки которого вместе с броневиком рухнули на дно реки.
В апреле 2021 года закончен очередной этап исследований опоры Великого моста X века под условным обозначением №5. Работы организованы Институтом археологии РАН, Новгородским государственным объединённым музеем-заповедником, Новгородской областной Федерацией подводной деятельности, Инженерно-техническим центром специальных работ (СПб). Целью работ была подготовка к раскопу, глубиной до 3 м., который должен расчистить левую стенку ряжевой опоры. В задачи работ входила тщательная разборка поверхностного слоя грунта, отличающегося в этом месте высокой плотностью и наличием предметов XIV – XX вв. Работы проходили в условиях минимально допустимой прозрачности воды, наиболее высокой скорости течения, на глубине 5-6 м.
В результате исследований поверхностный слой разобран на глубину около 70 см. Достигнут практически стерильный, достаточно пластичный слой грунта для разработки гидроэжектором. Обнаружено девяносто восемь индивидуальных находок, сотни фрагментов керамической посуды, костных кухонных остатков. Среди индивидуальных находок рыболовецкие каменные грузила, бронзовые крючки, судовые ластильные скобы, монеты, нательный крест, привески, пряжки, пуговицы и булавки, подковы: конская и обувная, топор со сломанным топорищем, нож и т.п. Состав находок аналогичен предметам, содержащимся в грунте в ста метрах ниже по течению, где изучалась трасса моста, пересекающего р. Волхов с XII – XIX вв. Однако относительно низкая плотность находок позволяет полагать, что их источником являлись временные мосты, которые возводились «по старой памяти» на трассе моста X в. на период ремонтов существующего моста. Скорее всего на временных пролетах лавок не возводили, но торговые точки могли размещаться на судах, служащих опорами наплавных мостов. Плотность осколков керамической посуды, выброшенной за борт и датируемой с начала XIVв. на исследуемом участке речного дна составляет 15 шт. на м2. На следующем этапе планируются продолжение исследования более древних слоев и уточнение сведений о конструкции ряжевой опоры.





Зимой 2021 года наши специалисты приборного поиска работали на болоте Невий мох с поисковым отрядом "Находка". Найдены обломки нескольких советских самолетов, а номерные детали помогут установить судьбу их экипажей.





16 декабря 2020 года дайвинг-клубу "Аквилон" исполнилось 40 лет! Много воды утекло за это время. Аквалангисты стали дайверами. Появились новые виды водолазного снаряжения, поисковые приборы, спутниковые навигаторы. Уже сменилось несколько поколений членов клуба. Но по-прежнему клуб существует и продолжает свою деятельность. От всей души поздравляем всех причастных к этому событию: членов клуба, бывших членов клуба, ветеранов, участников экспедиций, поездок и дайвов! Всем чётности! Новых дайвов и экспедиций! Здоровья и счастья!



25 октября 2020 года Центр подводного археологического наследия ИА РАН и Новгородская областная федерация подводной деятельности, в результате подводно-археологических исследований дна Валдайского озера на глубине 11 метров обнаружили деревянную лодку. Длина видимой части около 3,0 м., ширина – 1,1-1,4 м. Судно имеет 3-4 пояса обшивки, широкий развал бортов, седловатость, острые оконечности, большой наклон штевней. Внешний вид лодки соответствует традиционной судостроительной культуре Валдайского озера.



Части поднятого самолета были отмыты от илистого грунта, а затем перевезены на 123-й авиаремонтный завод в г.Старой Руссе для последующей реставрации. Установлен заводской номер этого штурмовика — 1864111, а также номер двигателя, по которым в настоящее время поисковый отряд «Находка» проводит работы по установлению пилота этого самолета, и обстоятельств его гибели.



В сентябре 2020 года самолет Ил-2 был поднят со дна озера Ильмень. К сожалению, целостность конструкции объекта сохранить не удалось - при подъеме краном он разломился на 4 части: двигатель, бронекабина и два крыла. Однако, сохранность деталей была очень хорошей. К тому же, это оказался одноместный вариант штурмовика, характерный для начального периода Великой Отечественной войны.



В июне 2020 года при проведении поисковых работ военно-исторической направленности на дне озера Ильмень был найден советский штурмовик Ил-2. Самолет имел довольно целостностную конструкцию и находился в перевернутом состоянии в илистом грунте, что предвещало его возможную хорошую сохранность. Организационные работы по подъему самолета принял на себя поисковый отряд «Находка», водолазное сопровождение выполняло предприятие «Облводобъект». После ряда подготовительных мероприятий, подъемные работы начались в августе 2020 года.


