16 декабря 2018 года была проведена очередная Конференция (общее собрание) членов Новгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Конфедерация подводной деятельности России" - "Новгородская областная Федерация подводной деятельности".
   Повестка Конференции (общего собрания) НОФПД:
   1. Отчет председателя НОФПД Степанова А.В.
   2. Отчет о деятельности научного комитета НОФПД.
       Докладчик - член президиума НОФПД Иванов А.М.
   3. Отчет ревизора НОФПД Кузьмина А.В.
   4. Избрание Председателя Федерации сроком на 3 года.
   5. Избрание Президиума Федерации сроком на 3 года.
   6. Избрание ревизора Федерации сроком на 3 года.
   7. Определение приоритетных направлений деятельности Федерации.
   8. Утверждение финансового плана Федерации.
Были рассмотрены и утверждены все вопросы повестки дня.
   Председателем Федерации избран Степанов А.В.
Членами Президиума Федерации избраны:
Иванов А.М., Михайлов Ю.В., Страшнов А.М.
   Ревизором Федерации избран Кузьмин А.В.
18 20 0118 20 0218 20 03
18 19 01
01 ноября 2018 года скончался Латарцев Виталий Николаевич, 1971-1998 г.г. - председатель клуба подводного плавания "Риф" (г.Воронеж), с 1994 года - ген.директор ЗАО подводно-технических работ «Пётр».
      Руководитель поисков военной техники, затонувшей в годы Великой Отечественной войны. Члены клуба «Риф» подняли из воды 5 танков, 12 самолетов (некоторые из них заняли место в музеях страны и на постаментах, в том числе штурмовик Ил-2 на площади Авиастроителей в Воронеже, танк Т-34 на Щученском плацдарме в Лискинском районе Воронежской области, танк Т-26 на Поклонной горе в Москве). Самолёт Ил-2 представлен в экспозиции Смитсоновского музея в Вашингтоне (США).
      С 1997 года принимал участие в работе комплексной археологической экспедиции Института археологии Российской Академии наук по обследованию акватории Таманского залива и поискам затонувшей части древнего города Фанагория.
      Его последние работы - подъем танков Стюарт, Штуг и трактора Сталинец из реки Дон, Острогожский район, 2017.
      Ушел из жизни один из лидеров подводного движения страны конца ХХ века, с которым наш клуб связывали особые дружеские отношения. В 1985 году клубы "Аквилон" и "Риф" проводили совместную экспедицию на озере Свентес (Латвия). В 2013 году работники ЗАО "Пётр" помогали нам в поисках на озере Вельё. А этим летом наши поисковики по просьбе Латарцева работали на Череменецком озере.
Проводя систематические поиски на дне реки Волхов, дайверы Новгородской областной федерации подводной деятельности (клуб "Аквилон") нашли затонувшее судно на глубине 15 метров. По виду, это небольшой буксирный пароход, построенный примерно в конце XIX - начале ХХ века. Длина 19,5 метров, ширина 4 метра. Стальной корпус имеет цельный вид, деревянные надстройки разрушены.
      Во время Великой Отечественной войны на судах Новгородского речного порта эвакуировали свыше 20000 новгородцев, различное имущество и часть музейных ценностей. По рекам Шелонь, Ловать, Полисть буксиры c баржами вывезли около 4000 тонн зерна и 15000 голов скота.
      С эвакуацией последних судов из Новгорода отступал и Ильменский отряд кораблей под командованием капитана 3-го ранга Древницкого В.М., который, прикрывал транспортные суда с эвакуированными и оказывал боевую поддержку сухопутным войскам.
      По воспоминаниям ветеранов-речников и архивным данным при эвакуации в августе 1941 года погибли под бомбами буксирные пароходы «Усердный» и «Кострома». Предположительно, найден один из них.
      Слева - изображение затонувшего судна с помощью гидролокатора. Объект несколько сжат прибором по длине. В центре - фотография буксирного парохода «Усердный». Справа — паровой свисток и клапан.
      В 2020 году Новгородскому речному порту исполнится 100 лет. Может быть, руководство Новгородской области, города Великий Новгород, речного порта и техучастка водных путей заинтересуются данной темой, и подумают о возможном подъеме и восстановлении этого интересного экспоната столетней давности.
18 18 0118 18 0218 18 03
SAV



12 октября 2018 года


вице-президенту Конфедерации подводной деятельности России

председателю Новгородской областной федерации подводной деятельности

председателю дайвинг-клуба "Аквилон"

Айвару Владимировичу Степанову исполнилось 50 лет.

Поздравляем юбиляра с праздником!

Желаем крепкого водолазного здоровья, четности,

достижения новых вершин и глубин, находок,

подвигов и свершений!
21.09.2018г.  Лобановские озера – 3 маленьких проточных озера, подпитывающих водой друг друга, как 3 сказочных богатыря стоят среди холмов, лесов и болот Валдайского района Новгородской области. Именно туда, в завершение сезона поспешила поисковая группа клуба «Аквилон» (НОФПД) на помощь отряду «Находка» из экспедиции «Долина».
      В августе-сентябре 1941 года там шли тяжелые бои. 34-я армия, отступая от Старой Руссы, под ударами противника потеряла большую часть личного состава и техники. Где-то здесь, были расстреляны генерал-майор Качанов К.М. (командующий 34 армией) и генерал-майор Гончаров В.С. (командующий армейской артиллерией). Сухопутные поисковики ищут могилу Качанова и останки погибших советских солдат.
      А наша задача была - осмотр озер на предмет наличия на дне военной техники: самолетов, танков, транспорта или артиллерии. Поисковая группа, оснащенная гидролокатором и магнитометром, на резиновой лодке проверила все три озера. Наибольшей трудностью был переход из одного озера в другое по узким маловодным протокам, преодолевая бобровые плотины и каменистные мели. Но работа была выполнена полностью по всем трем озерам. Эти небольшие озера оказались достаточно глубокими: северное – до 13 метров, среднее – до 18 метров, а южное – до 20 метров глубиной. Военной техники на дне этих озер, к сожалению, не оказалось.
18 16 0118 16 0218 16 03
В мае 2018 года поисковая группа клуба "Аквилон" открыла летний сезон обзорной приборной съемкой по реке Волхов. Было пройдено более 200 км.
      С июня по август проводилась поисковая экспедиция на реке Волхов по программам "Волховские переправы" (военная тематика) и "Словенское море" (археология). На протяжении 35 километров реки осуществлялось исследование около 700 точек, ранее обнаруженных обзорной съемкой гидролокатора. Применялись методы детальной съемки гидролокатором, магнитометрическое измерение, а также водолазное обследование. Собран большой интересный материал. Некоторые объекты рекомендованы для дальнейшего изучения.
      В сентябре 2018 года поисковая группа клуба "Аквилон" (НОФПД) проводила водолазный осмотр объектов, ранее найденных с помощью приборов (гидролокатора и магнитометра) на дне реки Волхов. Обнаружены: сильно разрушенный автомобиль с номерным знаком СССР (белый фон) з0434МУ (Мурманская область), а также детали оборонительных сооружений советских войск (1941-1944 г.г.) недалеко от восточного берега: противотанковые "ежи" и конструкции, проволока.
18 14 0118 14 0218 14 03
02 сентября 2018 года поисковая группа клуба работала на озере Беленькое Валдайского района Новгородской области, по просьбе Демянского и Валдайского отрядов поисковой экспедиции "Долина".
      В феврале этого года мы уже делали зимний магнитометрический поиск по поверхности болота, примыкающего к озеру, с целью проверки информации местных жителей о затонувшем самолете Як-1. Теперь же настала очередь самого озера. С помощью магнитометра и гидролокатора всё озеро было проверено. К сожалению, самолета на его дне не оказалось. А жаль, очень прозрачная вода и глубина до 13 метров создают комфортные условия для дайвинга.
18 12 0118 12 0218 12 03
В августе 2018 года представители клуба «Аквилон» приняли участие в работах по бронекатерам на реке Дон. Там, в Ростовской области специалисты Росморречфлота подняли со дна реки бронекатер Азовской военной флотилии - БК-201. Его команда 27 июля 1942 года повторила подвиг моряков крейсера "Варяг", которые оказавшись в безвыходной ситуации не пожелали сдаться в плен и потопили корабль. После захвата Ростова часть катеров Донского отряда оказалась заперта на реке за станицей Манычская. Тогда краснофлотцы возле хутора Арпачин взорвали свои корабли.
      Бронекатер и разбросанные ящики с патронами и снарядами были обнаружены в реке Дон на глубине трех метров рядом с Манычским поселением Ростовской области. Найденный бронекатер с бортовым номером БК-201 был построен по проекту 1124 - такие катера строились с 1934 года на Зеленодольском заводе им. Горького.
      - Катер почти занесло песком. О боевом назначении судна свидетельствовали орудийная башня, боевая рубка, турели для зенитных пулеметов. Рядом с ним с помощью эхолотов и гидролокатора нашли еще одно подобное судно. Затем на мониторах высветился корпус катера-тральщика, самоходной баржи и еще нескольких судов, - рассказал руководитель поискового отряда "Щит-Дон" Сергей Стельмашов.
      С помощью "Российской газеты" и украинского историка ВМФ Сергея Гафарова удалось идентифицировать одно из находящихся на глубине трех с половиной метров судов. Занесенным илом оказался так называемый "речной танк" - бронированный катер проекта 1125 БК-201. Катер оказался с "начинкой". Боеприпасами оказались заполнены все трюмы. Их обезвреживанием пришлось заниматься водолазам Южного военного округа и МЧС. Они установили, что поднимать на поверхность проржавевшие снаряды и патроны опасно, так как они могли сдетонировать в любой момент, и тогда военные взорвали их подводным зарядом. Источник: https://rg.ru/2018/11/14/reg-ufo/na-donu-podniali-bronekater-bk-201-povtorivshij-podvig-variaga.html
18 15 0118 15 0218 15 03
Taskaev
26 августа 2018 года скончался российский и советский подводный археолог, кандидат исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, главный редактор журнала «Вопросы подводной археологии» Таскаев Вячеслав Николаевич.
    В 1985—1987 годах он организовал подводные археологические работы возле озера Донузлав, в прибрежной акватории Чёрного моря, в месте кораблекрушения, датируемого IV—III веком до новой эры.
   В 1987 году проводил поиск и подводные исследования остатков древнегреческого города Керкинитиды в Евпаторийской бухте.
    В 1990 году вёл работы в районе банки Марии Магдалины к северу от Анапы, где в античности находилась стоянка судов. С 1991 по 2007 год возглавлял долговременные подводные археологические работы (Таманская подводная археологическая экспедиция) в Таманском заливе, в том числе подводные раскопки затопленной части Патрейского городища и подводные археологические работы на затопленной части древнегреческого города Кепы.
     В 2007 году он вёл подводные археологические работы в прибрежной зоне посёлка Волна Революции (Темрюкский район Краснодарского края), где на дне Таманского залива также были обнаружены остатки древнегреческого поселения. По итогам работ вышла монография Таскаева «Античная подводная археология Северного Причерноморья».
http://diver.ru/newstopic/nekrolog
Летом 2018 года представители клуба "Аквилон" принимали участие в экспедиции на Черном море по поиску теплохода "Армения". Кропотливый поиск пока не дал положительных результатов.
      Теплоход «Арме́ния» — пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария». Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 4500 до 10 000 человек.
      6 ноября 1941 года теплоход «Армения» вышел из порта Севастополя, эвакуируя персонал нескольких военных госпиталей и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 10 тысяч человек. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.
      На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число неизвестно.
      7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек и груз. В 8:00 судно вышло из порта. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7—10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.
18 13 0118 13 0218 13 03