21.09.2018г. Лобановские озера – 3 маленьких проточных озера, подпитывающих водой друг друга, как 3 сказочных богатыря стоят среди холмов, лесов и болот Валдайского района Новгородской области. Именно туда, в завершение сезона поспешила поисковая группа клуба «Аквилон» (НОФПД) на помощь отряду «Находка» из экспедиции «Долина».
В августе-сентябре 1941 года там шли тяжелые бои. 34-я армия, отступая от Старой Руссы, под ударами противника потеряла большую часть личного состава и техники. Где-то здесь, были расстреляны генерал-майор Качанов К.М. (командующий 34 армией) и генерал-майор Гончаров В.С. (командующий армейской артиллерией). Сухопутные поисковики ищут могилу Качанова и останки погибших советских солдат.
А наша задача была - осмотр озер на предмет наличия на дне военной техники: самолетов, танков, транспорта или артиллерии. Поисковая группа, оснащенная гидролокатором и магнитометром, на резиновой лодке проверила все три озера. Наибольшей трудностью был переход из одного озера в другое по узким маловодным протокам, преодолевая бобровые плотины и каменистные мели. Но работа была выполнена полностью по всем трем озерам. Эти небольшие озера оказались достаточно глубокими: северное – до 13 метров, среднее – до 18 метров, а южное – до 20 метров глубиной. Военной техники на дне этих озер, к сожалению, не оказалось.






В мае 2018 года поисковая группа клуба "Аквилон" открыла летний сезон обзорной приборной съемкой по реке Волхов. Было пройдено более 200 км.
С июня по август проводилась поисковая экспедиция на реке Волхов по программам "Волховские переправы" (военная тематика) и "Словенское море" (археология). На протяжении 35 километров реки осуществлялось исследование около 700 точек, ранее обнаруженных обзорной съемкой гидролокатора. Применялись методы детальной съемки гидролокатором, магнитометрическое измерение, а также водолазное обследование. Собран большой интересный материал. Некоторые объекты рекомендованы для дальнейшего изучения.
В сентябре 2018 года поисковая группа клуба "Аквилон" (НОФПД) проводила водолазный осмотр объектов, ранее найденных с помощью приборов (гидролокатора и магнитометра) на дне реки Волхов. Обнаружены: сильно разрушенный автомобиль с номерным знаком СССР (белый фон) з0434МУ (Мурманская область), а также детали оборонительных сооружений советских войск (1941-1944 г.г.) недалеко от восточного берега: противотанковые "ежи" и конструкции, проволока.






02 сентября 2018 года поисковая группа клуба работала на озере Беленькое Валдайского района Новгородской области, по просьбе Демянского и Валдайского отрядов поисковой экспедиции "Долина".
В феврале этого года мы уже делали зимний магнитометрический поиск по поверхности болота, примыкающего к озеру, с целью проверки информации местных жителей о затонувшем самолете Як-1. Теперь же настала очередь самого озера. С помощью магнитометра и гидролокатора всё озеро было проверено. К сожалению, самолета на его дне не оказалось. А жаль, очень прозрачная вода и глубина до 13 метров создают комфортные условия для дайвинга.






В августе 2018 года представители клуба «Аквилон» приняли участие в работах по бронекатерам на реке Дон. Там, в Ростовской области специалисты Росморречфлота подняли со дна реки бронекатер Азовской военной флотилии - БК-201. Его команда 27 июля 1942 года повторила подвиг моряков крейсера "Варяг", которые оказавшись в безвыходной ситуации не пожелали сдаться в плен и потопили корабль. После захвата Ростова часть катеров Донского отряда оказалась заперта на реке за станицей Манычская. Тогда краснофлотцы возле хутора Арпачин взорвали свои корабли.
Бронекатер и разбросанные ящики с патронами и снарядами были обнаружены в реке Дон на глубине трех метров рядом с Манычским поселением Ростовской области. Найденный бронекатер с бортовым номером БК-201 был построен по проекту 1124 - такие катера строились с 1934 года на Зеленодольском заводе им. Горького.
- Катер почти занесло песком. О боевом назначении судна свидетельствовали орудийная башня, боевая рубка, турели для зенитных пулеметов. Рядом с ним с помощью эхолотов и гидролокатора нашли еще одно подобное судно. Затем на мониторах высветился корпус катера-тральщика, самоходной баржи и еще нескольких судов, - рассказал руководитель поискового отряда "Щит-Дон" Сергей Стельмашов.
С помощью "Российской газеты" и украинского историка ВМФ Сергея Гафарова удалось идентифицировать одно из находящихся на глубине трех с половиной метров судов. Занесенным илом оказался так называемый "речной танк" - бронированный катер проекта 1125 БК-201. Катер оказался с "начинкой". Боеприпасами оказались заполнены все трюмы. Их обезвреживанием пришлось заниматься водолазам Южного военного округа и МЧС. Они установили, что поднимать на поверхность проржавевшие снаряды и патроны опасно, так как они могли сдетонировать в любой момент, и тогда военные взорвали их подводным зарядом. Источник: https://rg.ru/2018/11/14/reg-ufo/na-donu-podniali-bronekater-bk-201-povtorivshij-podvig-variaga.html






26 августа 2018 года скончался российский и советский подводный археолог, кандидат исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, главный редактор журнала «Вопросы подводной археологии» Таскаев Вячеслав Николаевич.
В 1985—1987 годах он организовал подводные археологические работы возле озера Донузлав, в прибрежной акватории Чёрного моря, в месте кораблекрушения, датируемого IV—III веком до новой эры.
В 1987 году проводил поиск и подводные исследования остатков древнегреческого города Керкинитиды в Евпаторийской бухте.
В 1990 году вёл работы в районе банки Марии Магдалины к северу от Анапы, где в античности находилась стоянка судов. С 1991 по 2007 год возглавлял долговременные подводные археологические работы (Таманская подводная археологическая экспедиция) в Таманском заливе, в том числе подводные раскопки затопленной части Патрейского городища и подводные археологические работы на затопленной части древнегреческого города Кепы.
В 2007 году он вёл подводные археологические работы в прибрежной зоне посёлка Волна Революции (Темрюкский район Краснодарского края), где на дне Таманского залива также были обнаружены остатки древнегреческого поселения. По итогам работ вышла монография Таскаева «Античная подводная археология Северного Причерноморья».
http://diver.ru/newstopic/nekrolog
Летом 2018 года представители клуба "Аквилон" принимали участие в экспедиции на Черном море по поиску теплохода "Армения". Кропотливый поиск пока не дал положительных результатов.
Теплоход «Арме́ния» — пассажирско-грузовой теплоход типа «Аджария». Был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году. 7 ноября 1941 года был потоплен немецкой авиацией вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 4500 до 10 000 человек.
6 ноября 1941 года теплоход «Армения» вышел из порта Севастополя, эвакуируя персонал нескольких военных госпиталей и жителей города. По разным оценкам, на борту находилось от 4,5 до 10 тысяч человек. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Яковлевич Плаушевский.
На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан. На судно был погружен также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точно их число неизвестно.
7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек и груз. В 8:00 судно вышло из порта. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Официально в советское время считалось, что погибли около 5 тыс. человек, в начале XXI века оценки увеличены до 7—10 тысяч человек. Спасти удалось только восьмерых. Катастрофа «Армении» по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории.






В первой половине июня 2018 года представители клуба "Аквилон" Айвар Степанов и Сергей Луций приняли участие (в составе ООО ИТЦ Спецработ) в приборном поиске затонувших объектов на "Дороге жизни" в Ладожском озере.
Сообщение ТВ-Звезда об этой работе на Ладоге. На глубине в десять метров специалисты обнаружили сразу пять объектов на дне Ладожского озера, недалеко друг от друга. На экранах видно - корпус судна, различимы люки трюмов, рядом - что-то похожее на огромную цистерну, дальше - остов другого судна, явно разрушенного взрывом.
Исследователи просканировали дно Ладожского озера, создавая его пространственную модель. Работы ведутся с помощью уникального оборудования, в частности гидролокатора бокового обзора. Под водой работает многолучевой эхолот. Совмещение данных с обоих приборов и позволяет делать трехмерную съемку дна. Для того, чтобы «снять» один объект, необходимо десятки раз пройти над ним - продольными и поперечными галсами. А «видит» эхолот абсолютно все, даже стайки рыб, причем на глубину до километра.
Исследователи тут же измеряют объекты, обнаруженные на дне, и находят двухтрюмные тендеры времен блокады. Такие небольшие самоходные суда строили в Ленинграде, чтобы водить баржи с продовольствием и боеприпасами по «дороге жизни» на Ладоге. Видимо, один из караванов, буксирующих в том числе и цистерны с горючим, был потоплен в результате авианалета немцев.
Работы по созданию 3D-карты дна по маршруту, где проходила Дорога жизни, были организованы Экспедиционным центром Миноброны РФ. Была поставлена задача найти затонувшую технику, с помощью которой спасали Ленинград.
«Когда мы ознакомились с архивными документами, мы ужаснулись от той цифры, что в первый год, когда начала работать дорога жизни - с 22 ноября по 4 апреля - утонуло более тысячи грузовиков», - отметил представитель Экспедиционного центра МО РФ Анатолий Калемберг.
Конечно, большинство машин подняли еще в годы войны, но на дне до сих пор остаются сотни уникальных объектов. Очередной находкой на глубине пяти метров стали остовы легендарных грузовиков, главных трудяг «дороги жизни».
«Мы предполагаем, что это две полуторки. Две машины, потому что здесь достаточно четко видно каркас, раму, остатки двигателя и намеки на колеса. Можно предположить, что одна была застрявшая, вторая ей пыталась помочь, и ушли вместе под воду», - рассказал Калемберг.
Только за три дня была обследована площадь в семь квадратных километров и были найдены несколько интереснейших объектов. Их дальнейшую судьбу прояснят уже подводные исследования - необходимо определить, какую технику можно будет поднять на поверхность, чтобы восстановить и показывать в музеях. Теперь предстоит кропотливая работа по созданию трехмерной карты дна Ладоги.




01 июня 2018 года поисковая группа клуба "Аквилон" по просьбе Экспедиционного центра Министерства обороны РФ выезжала на озеро Череменецкое для поиска немецкого бомбардировщика Ю-88. В заданном районе озера крупных конструкций самолета не обнаружено. О местах нахождения небольших объектов сообщено заказчику.






В результате подводных раскопок 2018 года обнаружен древнейший мост через Волхов. По данным новейших исследований мост соединял берега Волхова уже в середине X века. Эта гипотеза о времени и месте положения самого древнего моста в России нуждается в тщательной проверке. Ранее считалось, что появление сооружений относится к первой трети XII века.
Подводно-археологические исследования, организованные Новгородской областной Федерацией подводной деятельности, Институтом археологии РАН и Новгородским музеем-заповедником при поддержке Инженерно-технического центра специальных работ (Санкт-Петербург), были возобновлены в конце марта этого года. Применив новейший приборный комплекс для исследования дна реки Волхов, археологи выявили остатки сооружения, пересекавшего русло между Никольским собором и утраченным собором Бориса и Глеба. Об этом сообщил руководитель ИТЦ Спецработ Евгений Паль.
Руководитель подводных работ Айвар Степанов рассказал, что три образца, взятые из расчищенной от грунта и осыпи бутового валуна городни, были направлены в лабораторию изотопных исследований РГПУ им. А.И. Герцена (заведующая кандидат геолого-минералогических наук Марианна Кулькова). Исследование образцов показало, что бревнам около 1060 лет. Таким образом, обнаруженный мост мог существовать в середине X века. Для дендрохронологического датирования образцы малопригодны, поэтому для уверенности в результатах будут проведены повторные анализы в других научных лабораториях.
Срубные опоры в разы прочнее свайных и, вероятно, прослужили долго. Однако, у основания сруба не были обнаружены археологические находки. Это может свидетельствовать об отсутствии торговли на мосту (в отличие от XIV – XVI веков) и размыва грунта между опорами из-за «стеснения» живого сечения реки опорами подобной конструкции. После разрушения сруба, бутовый валун высыпался и перегородил русло дамбой, доставив, очевидно, немало затруднений в судоходстве и возобновлении моста. Часть опор, недоступных для извлечения, послужила причиной обмеления, а четыре до сих пор возвышаются над речным дном. По этой причине строительство нового моста было перемещено на 170 метров вниз по течению. Конструкция опор моста стала свайной, по крайней мере, в первой трети XII века.
Интерес у археологов вызвали и два дубовых бревна - «скуловой» венец и свая, лежавшие рядом. Возможно, они принадлежали конструкции на 150 лет моложе, построенной в начале XII века выше по течению Волхова. Помимо мостовых конструкций в поверхностном слое обнаружены немногочисленные находки битой керамики и металлических изделий, датируемых с XIV и вплоть до XIX века.





