История дайвклуба "АКВИЛОН"   


Идея создания нашего клуба родилась в 1978 году, однако тогда образовать его не удалось - так как организаторы в одно время ушли на службу в Советскую Армию. После демобилизации все снова собрались вместе и 16 декабря 1980 года, вечером, в домашней обстановке частной квартиры был провозглашен новый нигде не зарегистрированный и не утвержденный клуб подводников, который получил название "АКВИЛОН". Почему именно "Аквилон"? Аквилон - древнеримское название северо-восточного, иногда - северного ветра. Как и другие ветры, Аквилон представляли божеством, олицетворявшим эту силу природы. Ветер-аквилон был попутный кораблям, уходящим из Рима в далекие плавания, и конечно его появление являлось началом путешествий и приключений. Тогда у истоков клуба стояли всего 4 человека. С первого дня клуб возглавил Алексей Иванов, который состоит в клубе и по сей день.

 1981 год. 1982 год. 1983 год. 1984 год. 1985 год. 1986 год. 1987 год. 1988 год. 1989 год. 1990 год. 1998 год. 1999 год. 2000 год. 2001 год. 2002 год. 2003 год. 2004 год. 2005 год. 2006 год.



Первый год существования клуба. Состав увеличился до 12 человек. Люди проходили первоначальную подводную подготовку. Приобретались личные акваланги и гидрокостюмы. Проводились тренировочные и поисковые выезды, набивались первые "шишки".



Состав возрос до 20 человек. Немного увеличилось снаряжение. Проводились нечастые выездные мероприятия.


На личные средства членов клуба приобретен палубный катер "Жак Кусто" (водоизмещение 6 тонн). Состав увеличился до 30 человек. В это время как небольшая самодеятельная секция клуб себя уже исчерпал. Поэтому тогда был брошен клич по городу Риге об объединении всех клубов подводников поискового направления в одну организацию. Так родилась Конфедерация клубов подводников г.Риги "Аквилон", по желанию участников она получила название головного клуба. Помимо старого базового "Аквилона" в нее вошли рижские клубы "Арго" (завод "Эллар"). "Муссон" (п/о "РЭЗ"). "Поиск" (институт гражданской, авиации), "Риф" (оптико-механический завод) и группа "Мако" (г.Юрмала, которой тогда руководил Айвар Степанов - нынешний председатель клуба). Общая численность достигла 70 человек. Конфедерация встала на учет в Координационном совете подводного поиска при редакции журнала "Техника-молодежи",


Возникла острая необходимость "официализации" конфедерации. Зимой была сделана попытка утверждения конфедерации или общегородского клуба при ДОСААФ. Были пройдены все инстанции:
- Рижский городской комитет ДОСААФ
- Рижская объединенная техническая школа ДОСААФ
- Республиканский спортивно-технический клуб по водным видам спорта.
- Заместители председателя ЦК ДОСААФ Латвийской ССР
- Председатель ЦК ДОСААФ Латвийской ССР
На всех уровнях был решительный отказ. Причины придумывали разные - отсутствие должной материально-технической базы, сложность организации, соображения безопасности - вплоть до заявлений, что ДОСААФ занимается спортом, а не военно-патриотической работой. Тогда настала очередь комсомола. Обратились в Пролетарский РК ЛКСМЛ г.Риги. Мысль, в принципе, поддержали, но предложили идти в горком, т.к. клуб общегородского масштаба. 1-й секретарь горкома Валдис Бернан сказал: "Идея мне ваша нравится, но "конфедерация" звучит слишком громко. Давайте пусть будет клуб". А 30 августа 1984 года решением бюро Рижского ЦК ЛКСМ Латвии был официально утвержден Клуб подводного поиска "Аквилон" при Рижском горкоме ЛКСМЛ. В этом же году была проведена 1-я двухнедельная экспедиция в Рижском заливе в районе местечка Каугури /г.Юрмала/ по поиску затонувших судов. Экспедиция оказалась неудачной, но опыт серьезной поисковой работы начал расти.
Становление новообразованного клуба. Получили автомашину-амфибию БАВ-485. Проводились многочисленные разведывательно-поисковые выезды. Летом совместно с воронежским "Рифом" провели свою 2-ю экспедицию (трехнедельную) на оз.Свентес Даугавпилского р-на Латв.ССР. Нашли несколько бомб, кучу разного хлама, но самолет найден не был - то ли не повезло, то ли его там вообще не было. Поиск вели техсредствами "Рифа" - магнитометром МБИ-1, тралом, кошками, применялись также массированные водолазные поиски. Экспедиция опять не удалась, но дружба с "Рифом" дала хороший толчок к дальнейшему развитию клуба, Осенью во время одного из выездов в западные районы Латвии были подняты остатки одного штурмовика ИЛ-2.



Изготовлена полустационарная электрокомпрессорная установка на базе компрессора К-2/150. Была приведена в ходовое состояние амфибия. Летом проведена 3-недельная экспедиция в Салдусский и Кулдигский районы Латвийской ССР на бывшей южной границе "Курляндского котла" 1944-1945гг. Были подняты обломки бомбардировщика ПЕ-2 и штурмовика ИЛ-2: Зимой было получено судно ВРД "Шторм".


Ввиду острой нехватки средств - ведь до этого времени клуб существовал только на членские взносы, было принято решение о переходе на хозрасчетные подводно-технические работы, в связи с чем была организована группа освобожденных сотрудников клуба из 4 человек. Казалось, теперь у клуба появились нормальные условия для дальнейшего развития. Однако, в декабре 1987г. Управление делами ЦК комсомола Латвии, воспользовавшись финансовой ревизией, взяло курс на запрещение клубу проведения ПТР, содержания освобожденных единиц, даже кулуарно ставился вопрос о ликвидации самого клуба. Только к весне 1988 года положение выправилось. Потом руководители ЦК ЛКСМ Латвии заявили, что они с самого начала были "за" клуб, что только хотели помочь и никаких серьезных нарушений в финансовой деятельности клуба не обнаружено. Что ж, все закончилось хорошо, но практически всю зиму клуб был выбит из нормальной "колеи".
В 1987г. был проведен ряд разведывательно-поисковых выездов и двухнедельная экспедиция в Рижском заливе в районе поселка Энгуре. В состав экспедиции были приглашены также члены молодого Даугавпилского клуба "Посейдон". Шел поиск штурмовика ИЛ-2, погибшего в заливе 17.04.1945 года при штурмовке разведшколы Абвера, находившейся тогда в латвийском поселке Энгуре. Еще до экспедиции нам удалось с помощью совета ветеранов 190 штурмового Двинского авиационного полка выяснить фамилии членов этого экипажа и уточнить все обстоятельства той штурмовки. Оставалось только найти и поднять самолет. Из радиопоисковых средств был только эхолот "Шторма", который в данной ситуации использовать было нельзя из-за крупных валунов на дне. Оставалось только понадеяться на массированный водолазный поиск. Самолет этот погиб днем на глазах всего поселка, однако предполагаемые места его нахождения, как и следовало ожидать, люди показывали разные. На полное обследование водолазными способами огромных квадратов морского дна не хватило ни времени, ни сил. Штурмовик найден не был.



Экспедиция на реке Даугава на месте бывших военных переправ обнаружила предметы легкого вооружения и боеприпасы.
Были проведены экспедиции на нескольких озерах Латвии:
- оз.Бранты - поднят истребитель Фоке-Вульф-190.
- оз.Лангстини - обследованы и подняты части истребителя МиГ (послевоенного).
Поисковые работы велись еще на 5 озерах. В основном, клуб занимался проведением подводно-технических работ и поиском военной техники затонувшей в различных водоемах в годы Великой Отечественной войны. Выездные мероприятия делились на:
- разведки - 2-3 чел. на 1-2 дня с целью опроса очевидцев, сбора информации о районах предстоящего поиска;
- разведывательно-поисковые выезды - от 5 до 15 чел. на 2-5 дней с целью поиска затонувших объектов;
- экспедиции - более 15 чел. на срок от 1 недели и более с целью поиска, обследования или подъема затонувших объектов.)
Главные условия их проведения - строгая дисциплина, соблюдение намеченного плана работ и распорядка дня, разумное сочетание принципов единоначалия и коллегиальности, наиболее точное следование правилам безопасности на водолазных работах, категорическое запрещение употребления любых спиртных напитков в течение всего мероприятия. Для проведения поисковых и подъемных экспедиций требовалась все более совершенная техника и оборудование. Поэтому клуб все время наращивал свою материально-техническую базу. Ранее это были, в основном, списанные из других организаций или подлежащие списанию технические средства. Теперь с увеличением доходов, клуб брал курс на приобретение новой техники, т.к. она, естественно, более долговечна и не требовала титанических сил и затрат на постоянные ремонты. Этому способствовал созданный при клубе в 1989 году подводно-технический кооператив "Акванавт". В течение 1988-1990 годов были приобретены дополнительно:
- 2 судна (ВМ и ВРД)
- 2 грузовика ЗИЛ-131
- 2 автобуса ПАЗ
- микроавтобус Ныса
- магнитометр МБИ-1
- большое количество водолазного снаряжения и оборудования.
В период попытки создания всесоюзной организации подводной деятельности 1988-1990 годов, рижский клуб подводного поиска "Аквилон" активно участвовал в объединительном процессе, выпускался информационный бюллетень "Аквасоюз". Всего за период с 1988 по 1990 годы было выпущено 9 номеров этого сборника. В нем рассказывалось о клубах подводников, о проведении экспедиций, в рабочей полемике обсуждались организационные и технические проблемы. Это был журнал о подводной деятельности и для подводников. Все клубы, входящие в ФПД, поддерживали его издание. Редакция печатала все мнения, в том числе и не совпадающие с ее позицией. Первые три номера были машинописные, размножались в 50 экземплярах на копире, а затем вклеивались настоящие фотографии. (Сейчас эти номера - раритет!!!) Остальные (4-9) номера были отпечатаны в типографии по 1000 экземпляров, однако ввиду слабой рекламы распространялось не более 15% тиража. Подписка была платная, но общее издание сборника - все равно убыточное, и дотировалось спонсором - клубом "Аквилон". В 1990 году в связи с переездом основного актива клуба, во главе с председателем клуба, а также из-за финансовых и технических трудностей издание бюллетеня было прекращено. В 1990 году в связи с принятием парламентом Латвии декларации о независимости, часть руководства и актива клуба приняло решение о переезде в Россию. Выбранным критериям: северо-запад, областной центр, наличие магистральных судоходных путей и отсутствие конкурирующего клуба аквалангистов - соответствовал только город Новгород. Планировало переселиться более 10 человек с семьями, но часть из них по разным причинам вернулась назад. В итоге переехали только 5 (председатель клуба, его заместитель, двое водолазных старшин и один аквалангист). Оставшийся клуб в Латвии был переименован в "Индрус", а приехавшие основали в Новгороде клуб "Новый Аквилон".

 

В 1985 году в Новгород переехал на учебу и жительство активный член Рижского клуба подводного поиска "Аквилон" Айвар Степанов. Он создал детскую водолазную секцию в клубе юных моряков. Но особой поисковой активности не проявлял, ввиду отсутствия необходимого оборудования.


В Новгороде появились председатель Рижского "Аквилона" Алексей Иванов и директор водолазного кооператива Игорь Ефимов, которые вместе со своим представителем Айваром Степановым начали работу по передислокации и созданию клуба на новом месте. Через некоторое время к причалу КЮМа подошел, совершив беспримерный морской поход водолазный бот клуба - "Шторм". "Бросили якоря" и два Зил-131 оборудованные под автономные водолазные станции. Началась новая эра в жизни членов клуба не с хорошей жизни покинувших свои очаги и клуб соответственно зарегистрирован как "Новый Аквилон". В состав клуба влились свежеподготовленные "штыки" из новгородцев. С первых дней существования на новгородской земле началась совместная работа с Поисковой экспедицией "Долина". Кратко этап бурной поисковой деятельности можно описать в следующей хронологии:

1990 год: подъем Як-1 оз Полонец.
Подъем Як-1 оз Истошно
Экспедиция на переправе через Волхов в районе д. Змейско.
1991 год: подъем гидроплана МБР-2 из оз. Шлино.
1992 год: подъем Аэрокобры оз. Ильмень
Подъем Не 111 оз.Замошское.
Подъем Ил-2 оз. Березное Калининской области.
1993 год: подъем Ил-2 и Як-7 оз.Бебро
Подъем Ил-2 оз. Ильмень
1994 год Финно-американско-российская экспедиция в Финском заливе.
Осмотр обломков Ил-2 на дне озера в Тверской области.
1996 год подъем хвостовой части советского истребителя в оз.Валдай.



Совершенствовались методы поиска и подъема техники, модернизировалась техника. На смену тралению приходили магнитометры и гидролокаторы бокового обзора, компасу - спутниковые навигационные приборы. Но наступил час краха. Все имущество организации требовало больших эксплуатационных затрат. Основным источником финансирования поисковых работ являлись подводно-технические работы водолазного кооператива. В 1994 году, в связи с неплатежеспособностью предприятий - заказчиков работ была ликвидирована коммерческая организация - экономическая основа клуба. Клуб лишился значительной части оборудования. Практически вся деятельность свернулась. Перед членами клуба встала задача - выжить в сложнейшей экономической ситуации того времени. Большинство членов клуба в тот момент вышло из состава клуба и прекратило заниматься подводной деятельностью, а бессменный председатель клуба Алексей Иванов передал руководство молодому и энергичному Айвару Степанову, который продолжал вести детскую секцию в Клубе юных моряков.



Общее оживление подводной деятельности докатилось и до Новгорода. Границы открыты, моря доступны. Клуб не стали перерегистрировать в органах юстиции, в виду отсутствия "Старого Аквилона", убрали из названия "Новый", ввели членские взносы и подкупили современного снаряжения. Отремонтировали помещение в Новгородском областном дворце спорта, теперь есть кают-компания и для хранения снаряжения. Детская секция стала заниматься при бассейне.



Создана и зарегистрирована Новгородская областная федерация подводной деятельности - региональное отделение Конфедерации подводной деятельности России - национального представительства в CMAS - Всемирной конфедерации подводной деятельности.


Разработаны две долговременные исследовательские программы: "Словенское море" - подводно-археологическая программа и "Южная группировка" - по поиску и подъему техники затонувшей при форсировании зимой 1944 года озера Ильмень. Вопрос проработан в ЦАМО. Архив подтвердил наши умозаключения: - при переправе на озере Ильмень затонуло несколько единиц техники, из них 2 танка Т-70. Плюс десяток боевых аэросаней. Два выезда на оказание магнитометрической помощи Парфинскому поисковому отряду. Первые поездки членов Клуба на Красное море. По инициативе Сергея Фазлуллина (Клуб "Алаид", г.Москва) проведена разведка условий проведения семинаров по подледным погружениям в Иверском монастыре.


Зимой началась кропотливая работа по магнитной съемке участка ледовой переправы на озере Ильмень. На площади 140 гектаров зафиксированы более 40 Fe-магнитных аномалий. Водолазом со льда осмотрены только три. Естественно в основном, это бытовой хлам, но одна из точек возможно аэросани - металлическая рама почти полностью замыта в песок. Несколько выездов с отрицательным результатом было по другим архивным "наколкам". На крещенские праздники с Клубом "Алаид", г.Москва проведен семинар по подледным погружениям в Иверском монастыре. В течение сезона поездки членов клуба на Красное, Черное, Средиземное моря и в Таиланд. Погружения в водоемах области. На базе клуба проведены инструкторские курсы КПДР-CMAS.


На крещенские праздники с Клубом "Алаид", г.Москва с участием члена клуба "Белый тюлень", СПб, проведен семинар по подледным погружениям в Иверском монастыре. Летом, в районе устье реки Мста, на озере Ильмень проведена гидроархеологическая разведывательная экспедиция с курсантами детской секции. Обнаружены остатки военного поста, сбитых самолетов и автомобилей, времен ВОВ, следы кораблекрушений, фрагменты неолитической керамической посуды. Члены клуба побывали на Красном, Черном, Средиземном морях и в Таиланде, Хорватии и Финляндии. Проводились погружения в водоемах области, в Нижегородской области погружались в карстовую полость на дне озера Вад. Председатель клуба участвовал в первых курсах "погружения в научных целях" проведенных КПДР на базе МГУ. А также, обследовал затонувший "Морской охотник" на дне бухты Сууркюлялахти на о. Гогланд (Финский залив Балтийского моря).


На крещенские праздники с Клубом "Алаид", г.Москва с участием члена клуба "Белый тюлень", СПб, проведен традиционный семинар по подледным погружениям в Иверском монастыре. Председатель клуба руководил исследовательскими погружениями в подводно-археологической экспедиции "Тайны затонувших кораблей" на затонувший парусник (флейт) из Любека "Архангел Рафаил" построенного в конце XVII в., пролив Бьеркезунд (Выборгский залив Балтийского моря). Проведено предварительное обследование деревянного корабля на дне оз. Ильмень. В течение года члены клуба побывали на Кандалакшском заливе Белого моря, Кольском заливе Баренцева моря, Красном, Черном, Средиземном морях, в Таиланде. Проводились погружения в водоемах области.


На крещенские праздники с Клубом "Алаид", г.Москва с участием члена клуба "Белый тюлень", СПб, проведен традиционный семинар по подледным погружениям в Иверском монастыре. В течение года члены клуба побывали на Кольском заливе Баренцева моря, Кандалакшском заливе Белого моря, Красном, Черном, Средиземном морях, в Таиланде, на Мальдивских островах. Проводились погружения в водоемах области. Проведены съемки гидролокатором бокового обзора дна реки Волхов, которые выявили остатки старинных гидротехнических сооружений и затонувших кораблей.


Инструктора клуба поднимали советский танк Т-26 утонувший в Выборгском заливе Балтийского моря в 1940 г. В течение года члены клуба побывали на Красном, Черном, Средиземном морях, в Таиланде, на Мальдивских островах. Проводились погружения в водоемах области. Начаты подводные археологические исследования на р. Волхов по программе ИНТАС "Великий мост". Обнаружены остатки моста XVIII - IX вв. множество артефактов XII - XVIII вв.


Продолжены подводные археологические исследования на р. Волхов по программе ИНТАС "Великий мост". Обнаружены остатки моста XIVв. множество артефактов XII - XVIII вв. В течение года члены клуба побывали Красном, Черном, Средиземном морях, в Индонезии. Проводились погружения в водоемах области. Руководимая председателем Клуба исследовательская группа ЗАО "Искатель" обнаружила в Финском заливе Балтийского моря остатки двух истребителей ВОВ, а также пять затонувших судов, два из них - деревянных. Председателю Клуба, Айвару Степанову президиумом КПДР присвоена квалификация инструктора CMAS*** .