111

Пушечный бронеавтомобиль БА-6
( Последний железный защитник Новгорода в 1941 году )

        ПИСЬМО ВЕТЕРАНА.
На сайте "Проза.ру" автором Александром Одиноковым была размещена публикация под названием: "В. Копышев - Броневик БА-10 на Малом Волховце". Основой для этой публикации послужило письмо ветерана Великой Отечественной войны капитана в отставке Копышева Владимира Сазонтовича от 20.12.1970 года, адресованное Андрюниной Инне Ивановне – старшему научному сотруднику Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника в 70-е годы XX века. Письмо хранится в музее. Источник: НГОМЗ. Архив организации. Оп. 2, Д. 640, Л. 1 – 9.
ПРИМЕЧАНИЕ: Далее текст письма приводится с существенными сокращениями. С полным текстом письма можно ознакомиться в указанной публикации по ссылке: https:/proza.ru/2013/06/22/1432

121123


ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЬМА КОПЫШЕВА.
Многоуважаемая Инна Ивановна! ... Выполняю Вашу просьбу об эпопее нашего броневика БА-10, который в период Великой Отечественной войны участвовал в боях с гитлеровцами на Малом Волховце и упал под мост Волховца 15 августа 1941 года.
Этот броневик принадлежал ... разведроте 5-го танкового полка (3-й танковой дивизии), которой тогда командовал лейтенант Карлов А.И. Это был молодой офицер, 25 лет, участник финской войны 1939/1940 года, награжденный орденом Красного Знамени, ленинградец, член партии.
Экипаж броневика состоял из механика-водителя, стрелка-радиста и артиллериста. Фамилии их, к моему сожалению, не помню, но это были молодые бравые танкисты-разведчики кадрового состава службы. Члены ВЛКСМ.
Политруком разведроты полка, в то время, был я. Все боевые разведывательные операции роты осуществлялись под моим политическим руководством и обеспечением.
Для ясности обстановки того периода, посылаю схему оборонительных рубежей наших частей и подразделений по обороне Новгорода. Тут же прилагаю рисунок огневого рубежа броневика БА-10 на мосту Малого Волховца, шоссе Москва-Новгород.

131133Полковник Черняховский И.Д.                              Полковник Андреев К.Ю.

 
Основную силу обороны города составляли экипажи спешенных танкистов (3-й танковой дивизии, которой командовал полковник Андреев К.Ю. и 28-й танковой дивизии, которой командовал полковник Черняховский И.Д.), вооруженных пулемётами с разбитых танков, пистолетами, ручными гранатами Ф-1 и подобранными винтовками, оставленных убитыми воинами.
Командир 5-го танкового полка, подполковник Левин, приказал лейтенанту Карлову Александру Ивановичу, на броневике БА-10 направиться в штаб армии обороны Новгорода, размещавшегося в Антониевом монастыре города, где уточнить обстановку и получить указания на действия полка. Связь держалась подвижными средствами.

141143
лейтенант Карлов

Лейтенант Карлов А.И. на броневике прибыл на Малый Волховец в самый разгар боя на правом берегу Волхова. Переехав мост Волховца, направился по шоссе в направлении Антониева монастыря, но на пути наткнулся на немцев, двигавшихся из направления Деревяниц к восточной части города Новгорода. Немцы обстреляли броневик и преградили ему путь. Завязался бой броневика с гитлеровцами на шоссе между Новгородом и Волховцем. Авиация немцев бомбила кварталы города и на бреющем полёте обстреливала скопления обороняющихся новгородцев прижатых к реке Левошне.
Опасаясь, что немцы захватят мост на Волховце, лейтенант Карлов вывел броневик к Малому Волховцу и занял оборону на мосту, отсекая огнём все подходы немцев к мосту. Гитлеровцы начали обстрел моста из артиллерии, которую развернули на левой стороне Волхова за Новгородом.
Прямыми попаданиями снарядов разбили настил моста. В один из проемов разбитого настила, примерно на середине моста, броневик попал колесами и повис над водой. Вести огонь стало невозможно. Мост немцы продолжали обстреливать. Лейтенант Карлов А.И. принял решение спешить экипаж с броневика, взяли с собой пулемёт, диски с патронами, ручные гранаты Ф-1. Броневик решили зажечь. Лейтенант Карлов из пистолета «ТТ» прострелил бочки с горючим, которое потекло по броневику внутри. Попытался зажечь спички, но от пота брюки и гимнастерки у всех были мокрыми, спички в карманах отсырели и не зажигались. Добыть огня, чтобы поджечь броневик, им не удалось.
Тогда лейтенант Карлов решил взорвать броневик, но не оставлять его. Он взял гранату Ф-1 и бросил ее на сиденье в броневик, закрыв дверцы. Граната в броневике взорвалась, но за взрывом не последовал ни огонь, ни взрыв оставшейся боеукладки снарядов 45 мм. пушки, которой была вооружена башня броневика.
Больше медлить на мосту было невозможно. Лейтенант Карлов дал команду экипажу – по балкам разбитого моста перебраться на правый берег. Члены экипажа по одному переправились. Последним переправлялся лейтенант Карлов. На правом берегу Волховца экипаж Карлова занял оборону с ручным пулемётом и ручными гранатами Ф-1.
Обстреливая мост из артиллерии, один немецкий снаряд угодил под броневик, от настила моста полетели щепки, а броневик БА-10 рухнул в воду под мост, на дно реки Малого Волховца.
Это было последнее прощальное свидание с боевым легендарным броневиком 15 августа 1941 года, но экипаж, расположившийся к обороне на правом берегу Малого Волховца, продолжал вести огонь из пулемета.
В ноябре 1941 года наша разведрота полка была реорганизована в разведывательно-истребительную группу. Командиром группы был назначен лейтенант Карлов А.И., комиссаром группы назначили меня. Место расположения истребительной группы в обороне находилось на правом берегу Малого Волховца, перед Кирилловским монастырём. Истребительная группа вела активные боевые действия и ночные вылазки по обороне немцев между Юрьевом и Новгородом, на Левошне между Новгородом и Кирилловским монастырем, а также группа проникала в тыл к немцам через озеро Ильмень, между населёнными пунктами Береговые Морины и Троицей, где выходили на шимское шоссе, истребляя гитлеровцев по населённым пунктам и взорвали мост у Воробейки на Негоща.
В декабре 1941 года командир истребительной группы лейтенант Карлов А.И. был вызван в БТ и МВ 52-й армии, где получил назначение в танковую бригаду командиром танковой роты. Танковая бригада вступила в бой под Мясным Бором в 1942 году, где, как мне передали, лейтенант Карлов Александр Иванович, в одном из боёв, погиб смертью храбрых на поле боя.
...
ПРИМЕЧАНИЕ: Ветеран Копышев, к сожалению, ошибается. Карлова звали Алексей Петрович, а не Александр Иванович. Он, действительно, погиб в бою 26.03.1942 года.


ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Письмо ветерана Копышева произвело на нас большое впечатление. Такое событие выдумать было просто невозможно. Но хотелось каких-то дополнительных подтверждений этого факта. Пришлось поработать с архивными документами на сайте "Память народа".
В опубликованных документах 28-й танковой дивизии ничего на эту тему не было. А в одной из оперативных сводок 3-й танковой дивизии было найдено подтверждение.

151153

 
Из оперсводки №61 штаба 3-й танковой дивизии за 18.08.1941 года:
"В 14.00 часов 18.08.1941 разведка высланная от группы Вязникова донесла, что замечено движение противника по дороге из Хутынь на Пулковскую слободу, силой до батальона пехоты с минометчиками и артиллерией, а также мелкие группы противника двигались по северо-западному берегу реки Малый Волховец на озеро Неглинное и к мосту через реку Малый Волховец. Броневик 28-й танковой дивизии, высланный по дороге к мосту по Московскому шоссе, был обстрелян пулеметно-артиллерийским огнем и выведен из строя. Явившийся экипаж донес, что противник выдвигается к московскому шоссе с севера, окружая боевой порядок обороны 28-й танковой дивизии, и тем самым отрезал от переправы.
Танк КВ, высланный командиром 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии по дороге на Хутынь, несколько задержал движение пехоты противника, но вскоре был разбит при бомбежке пикирующей авиации противника.
В 16.00 часов 18.08.1941 до 30 самолетов противника двумя группами бомбардировали КП 3-й ТД, 28-й ТД и по переднему краю обороны, окончательно разрушив мост через реку Малый Волховец. Налет продолжался 1,5 часа.

ИТАК, ЧТО В ИТОГЕ.
1) Событие, описанное в письме ветерана Копышева, подтверждено оперативной сводкой 3-й танковой дивизии.
2) Это произошло 18 августа 1941 года, а не 15 августа. 15-го бои шли еще в городе, а не на берегах реки Малый Волховец.
3) Между 14:00 и 16:00 часов бронеавтомобиль был поврежден огнем противника на мосту и оставлен экипажем. Между 16:00 и 17:30 часов мост был окончательно разрушен бомбардировкой. Бронеавтомобиль упал на дно реки Малый Волховец.
4) Бронеавтомобиль принадлежал 28-й танковой дивизии, а не 5-му танковому полку 3-й танковой дивизии, о чем написано в оперативной сводке самой 3-й танковой дивизии. Документ подписан командиром дивизии, комиссаром и начальником штаба, и составлен непосредственно в день этого события.
5) Действия лейтенанта Карлова по попытке уничтожить бронеавтомобиль невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Бронеавтомобиль, конечно, принадлежал другой части. Но рота Карлова вполне могла находиться недалеко от моста, и он по своей инициативе мог заняться чужим бронеавтомобилем, брошенным экипажем. Тем более, что согласно оперативной сводки, 3-я танковая дивизия уже потеряла в этот день два своих бронеавтомобиля.
Война была долгой и в памяти ветеранов порой путаются имена, даты и марки транспортных средств, накладываются одни события на другие, что-то искажается. Но главное мы подтвердили, что бронеавтомобиль надо искать.
Большое спасибо Вам, товарищ капитан Копышев! Без Вашего письма наши поиски бы даже не начались.

 
161ПОИСКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ.
В 2021 году поиск бронеавтомобиля на дне реки Малый Волховец был осуществлен в рамках программы "Волховские переправы".
Предполагаемое место нахождения бронеавтомобиля находилось в зоне двух мостов (действующего и не действующего), поэтому использование магнитометра было признано не целесообразным, ввиду сильных помех.
Методом осуществления поисковой работы выбрано детальное гидроакустическое обследование. Для работы использовался прибор Humminbird 1199ciHD SI COMBO. Прибор работал в режиме гидролокатора бокового обзора (ГБО) Side Imaging с частотой 455 kHz, с использованием дополнительного 2-лучевого режима DualBeam 83 + 200 kHz для просмотра «мертвой зоны», свойственной любым моделям гидролокаторов, ширина которой примерно равна глубине под датчиком. Общее покрытие лучами сферы гидроакустической съемки — 180 градусов.
Ширина рабочей зоны каждого галса гидроакустической съемки на реке Малый Волховец была установлена по 30 метров влево и вправо. Таким образом, при прохождении одного галса обеспечен захват 60-метровой полосы обследования дна реки. Расстояние между смежными поисковыми галсами установлено в 10 метров, что обеспечивает 100-процентное покрытие гидроакустической съемкой всего дна реки.
Такое расстояние было необходимо, чтобы объект, находящийся на дне, фиксировался по несколько раз с разных сторон, обеспечивая более качественный анализ результатов съемки.

171181

 
Работы по приборному поиску производились 25.05.2021 года. Руководитель поисковой группы - Иванов А.М., судоводитель - Тидеман В.В.
Гидроакустическое обследование проводилось на резиновой моторной лодке Фрегат-420 РИБ. Скорость движения судна 7 км/час. Поверхность реки обследовалась системно, смежными галсами, сначала вдоль русла реки, затем перпендикулярными курсами. Во время работы прибора производилась запись полученной информации на флеш-карту. После завершения экспедиционного этапа работы все записи детальной съемки ГБО камерально просматривались и изучались.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИБОРНОГО ПОИСКА.
Намеченный план приборной поисковой работы выполнен полностью. Между новым и старым мостами через реку Малый Волховец, обнаружен затонувший объект, размерами примерно 4 на 2 метра, своей формой и деталями похожий на перевернутый автомобиль, частично замытый в грунт.
В связи с тем, что указанный затонувший объект не полностью замыт в грунт, и некоторые его части выступают над поверхностью дна реки, следующим методом проверки было рекомендовано водолазное обследование.

02.06.2021г. - командиром поискового отряда «Находка» Морзуновым А.П. результаты приборного поиска найденного объекта на реке Малый Волховец были переданы для осуществления водолазного обследования директору Новгородского областного государственного бюджетного учреждения «Облводобъект» Кондрашеву М.Г., в штате которого имелись водолазы, с необходимыми квалификациями.
03.06.2021г. - директор ОГБУ «Облводобъект» Кондрашев М.Г. организовал водолазное обследование найденного объекта.

211213

Осмотром было установлено:
На дне реки Малый Волховец под новым мостом обнаружен бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны.
Местоположение: 14 метров западнее второй опоры нового моста (от левого берега реки), 2,5 метра от южной стороны нового моста.
Расстояние от поверхности воды до объекта: 3 метра.
Расстояние от поверхности воды до моста: 7 метров.
Направление объекта: вдоль русла реки, передней частью объект ориентирован на 15 градусов (по 360-градусной сетке от истинного севера).
Скорость течения: около 1 м/сек.
Видимость под водой: около 10 см, сильная замутненность.
Описание найденного объекта:
Бронеавтомобиль находится в перевернутом состоянии, вверх колесами.
На колесах присутствуют обрывки резины, свидетествующие о возможном горении.
Колесные оси искривлены.
Бронекорпус частично разрушен и имеет много трещин.
Вокруг объекта на дне реки находятся многочисленные обломки брони.
По колесной формуле предполагался бронеавтомобиль типа БА-10 или БА-6 или БА-3.

221231

 
РАЗМЫВ И ПОДЪЕМ ЧАСТЕЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
В течение августа 2021 года водолазами Новгородского областного государственного бюджетного учреждения «Облводобъект» с помощью гидромонитора осуществлялся размыв найденного бронеавтомобиля на дне реки Малый Волховец.
После размыва было констатировано, что бронеавтомобиль в результате взрывов получил серьезные повреждения, и фактически, разорван на части. Поэтому подъем придется проводить по частям (фрагментам).
По форме и деталям была уточнена марка объекта — бронеавтомобиль БА-6.
18 августа 2021 года, спустя ровно 80 лет!!! (день в день) водолазами ОГБУ «Облводобъект» и Росгвардии были подняты разрозненные части бронеавтомобиля БА-6.

241243

1 сентября 2021 года броневик был доставлен в Псковскую область, в реставрационные мастерские «Арьергард». У соседей — богатый опыт восстановления боевой техники времен Великой Отечественной войны. Но обычно это были танки. БА-6, по словам реставраторов, стал для них как экзамен. Дело оказалось не из простых.

251253

 
Рассказывает руководитель мастерских Александр Коновалов:
https://novvedomosti.ru/articles/subject/54565/
Состояние машины было довольно плачевным. Ее подняли по частям. Металл сильно коррозировал. Были значительные деформации — последствия взрыва. Раму разорвало на три части и перекрутило. Между прочим, БА-6 собирался на очень редкой, по нынешним временам, раме ГАЗ-3а. Делать новую? Нет, ребята сказали, мол, упремся, но восстановим родную. Будет как новая! Месяц только с рамой возились. Когда закончили с ней, уже не сомневались, что получится и все остальное.
Командир поискового отряда "Находка" Александр Морзунов добавляет:
Много отметин от бронебойных пуль, но ни одна из них так и не пробила броню. Видна и отметина от роковой пробоины, нанесенной вражеским снарядом. Он прошил нижнюю часть корпуса и взорвался внутри. Экипаж к тому времени уже оставил машину.
Через полгода реставрация бронеавтомобиля была завершена.

261291
 
9 мая 2022 года на параде Победы в Великом Новгороде впервые проехал бронеавтомобиль БА-6.
Этот бронеавтомобиль имеет особое значение для города воинской славы — Великого Новгорода, так как в августе 1941 года он был, фактически, последним «железным защитником» города, после сокрушения которого, оборона города завершилась.

Иванов Алексей Михайлович -
руководитель программы
"Волховские переправы".