111
НОВГОРОДСКИЙ ТАНК Т-70
к 80-летию освобождения Новгорода в Великой Отечественной
войне установлена принадлежность танка Т-70, находящегося в
в экспозиции Мемориала «Освобождение Новгорода»,
обстоятельства его затопления и подъема.

        КАК НАШЛИ НОВГОРОДСКИЙ ТАНК.
После войны новгородские судоводители речфлота и рыболовных судов жаловались на то, что при низкой воде цепляют какое-то препятствие прямо на фарватере в озере Ильмень.
Водолазный осмотр показал, что это танк. В октябре 1964 года танк был поднят новгородскими речниками.

131132134135
Водолаз В.И.Петюх, руководитель работ Е.Ф.Модзалевский и судоходный инспектор Благовещенский на озере Ильмень после подъема танка, затонувшего в январе 1944 г. Фото 23.10.1964 г.

211212

К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне танк был установлен на территории новгородского кремля, а затем перемещен в экспозицию Мемориала «Освобождение Новгорода».

      В 2013 году аквалангисты клуба "Аквилон" нашли грузовой автомобиль ГАЗ-ММ, поднятый в августе 2014 года и восстановленный к 70-летию Победы. 
История новгородской полуторки ГАЗ-ММ была очень подробно исследована специалистами, и опубликована на этом сайте, но история новгородского танка Т-70 еще скрыта "туманом войны".

Мы провели свое исследование к 80-летию освобождения Новгорода, чтобы закрыть еще одно "белое пятно", опубликовав найденные сведения об этом танке, о подразделении в котором он действовал, о командире и экипаже этих танков, о героях, освободивших Новгород.

241
Схема Новгородской наступательной операции 1944г.
(Из книги И.Т. Коровников «Новгородско-Лужская операция»)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О НОВГОРОДСКО-ЛУЖСКОЙ ОПЕРАЦИИ 1944 ГОДА.
14 января 1944 года началась Новгородско-Лужская наступательная операция на Волховском фронте. В 10 часов 50 минут утра, после артиллерийской подготовки, длившейся 110 минут, главные силы 59-й Армии генерал-лейтенанта Коровникова И.Т. перешли в наступление севернее Новгорода:
6-й стрелковый корпус генерал-майора Микульского С.П., усиленный танками, должен был сокрушить оборону противника севернее Подберезья и, пройдя по дуге на юго-запад, замкнуть кольцо внешнего окружения вокруг Новгорода;
14-й стрелковый корпус генерал-майора Артюшенко П.А., должен был овладеть Подберезьем - важным опорным пунктом обороны противника, а затем наступать на Новгород с севера по обоим берегам реки Волхов;
Во втором эшелоне 59-й Армии разворачивался 112-й стрелковый корпус генерал-майора Соловьева Я.Ф., который должен был защитить открытый правый фланг 6-го корпуса и, во взаимодействии с частями соседней 54-й Армии, действовать против любанско-чудовской группировки противника;
В резерве Волховского фронта находился еще 7-й стрелковый корпус генерал-майора Панина Р.И., который планировалось ввести в бой в составе 59-й Армии после освобождения Новгорода, для развития дальнейшего наступления на Лугу.
Но еще раньше случились события южнее Новгорода: 14 января 1944 года в 4 часа утра передовые отряды Южной оперативной группы 59-й Армии, без артиллерийской подготовки, скрытно и стремительно форсировали по льду озеро Ильмень и в 05 часов 30 минут атаковали передовые позиции противника на западном берегу озера.
Первоначально Южная оперативная группы 59-й армии под командованием заместителя командарма генерал-майора Свиклина Т.-В.А. состояла из:
- 58-й отдельной стрелковой бригады,
- отдельного лыжного батальона и 299-го стрелкового полка (из 225-й стрелковой дивизии),
- 44-го отдельного аэросанного (боевого) батальона,
- 34-го отдельного аэросанного (транспортного) батальона.
311312
генерал-лейтенант Коровников И.Т.                                           генерал-майор 
Свиклин Т.-В. А.
 
Главной задачей Южной группы был захват плацдарма на западном берегу озера Ильмень южнее Новгорода, и последующее наступление с целью перерезать шоссейную и железную дороги Новгород — Шимск, а затем соединиться с войсками 6-го стрелкового корпуса, прорывающегося с севера на юго-запад.
В ходе наступления группа была усилена следующими частями и соединениями:
- остальными частями 225-й стрелковой дивизии (без 1379-го стрелкового полка),
- 372-й стрелковой дивизией (в полном составе),
- 47-м отдельным автобронебатальоном,
- 506-м отдельным армейским минометным полком,
- 337-м отдельным пулеметно-артиллерийским батальоном,
- 157-м и 158-м инженерно-саперными батальонами (из 12-й инженерно-саперной бригады).
Все движения войск Южной группы 59-й Армии и ее пути снабжения пролегали несколькими колонными путями по льду:
- реки Мста от дер.Бронницы до устья (место впадения в озеро Ильмень),
- реки Копка (это один из рукавов реки Мста),
- реки Перерва от истока из реки Копка до устья (место впадения в озеро Ильмень),
- реки Большая Гнилка от истока из реки Мста до устья (место впадения в озеро Ильмень),
- затем несколькими трассами через озеро Ильмень от устьев рек Мста, Перерва и Большая Гнилка до дер.Морины Береговые, протяженностью по 4,5 км каждая.

395
С учетом теплой погоды в январе 1944 года, тонкого льда, активного передвижения, а также постоянных артиллерийских обстрелов и авиационных бомбежек со стороны противника, случаи провалов автомобилей под лед во время Новгородской операции фиксировались почти ежедневно.
Из отчета о боевых действиях командира 12-й инженерно-саперной бригады инженер-полковника Половнева С.А. (ЦАМО, ф.12исбр, оп.36416ос, д.1):
- 15 января 1944г.: средняя температура воздуха -10 гр., средняя толщина льда 22-25 см, пропускали автомашины ГАЗ 1,5тн и ЗИС 3 тн, было 7 случаев провала машин под лед.
- 16 января 1944г.: средняя температура воздуха 0 гр., средняя толщина льда 22-25 см, пропускали автомашины ГАЗ 1,5тн и ЗИС 3 тн с орудиями на прицепе, было 6 случаев провала машин под лед.
- 18 января 1944г.: средняя температура воздуха 0 гр., средняя толщина льда 20-22 см, пропускали автомашины ГАЗ 1,5тн и ЗИС 3 тн с орудиями на прицепе, кроме того танки Т-70 и бронемашины весом 6,0 тн.
Таким образом, танки шли по льду через озеро Ильмень, там где проваливались даже машины.

400
А откуда же взялись эти танки? Дело в том, что в журнале боевых действий 59-й Армии за период освобождения Новгорода вообще не упоминаются какие-либо танковые части или подразделения в составе южной оперативной группы генерала Свиклина. Как будто их не было.
Но в масштабах целой армии действия этой небольшой группы танков остались незамеченными по трем причинам: во-первых, это было очень маленькое подразделение — рота неполного состава, которая просто терялась в массах наступающих войск; во-вторых, она имела особый статус — рота резерва Командующего бронетанковыми войсками Волховского фронта; в-третьих, этот статус был временным и только на период наступления, в официальном порядке не утвержденным.
Южная оперативная группа 59-й Армии просуществовала всего одну неделю: 13 января войска выдвинулись на позиции перед наступлением, а 20 января Новгорол уже был освобожден, и группа прекратила свое существание. Поэтому фонда документов группы в архивах не существует, а информацию приходится выискивать в разрозненных фондах частей и соединений, принимавших участие в этой операции.
Также ценным источником информации являются наградные листы, поскольку за освобождение Новгорода было награждено огромное количество военнослужащих, где достаточно подробно описываются их подвиги и заслуги в новгородской операции.

В ЧЕМ БЫЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ТАНКОВ НА ПЛАЦДАРМЕ В ПООЗЕРЬЕ.
Операция Южной оперативной группы носила явный вспомогательный характер. Из имеющихся сил 59-й армии там было сосредоточено около 5 процентов, и то только пехота, а также немножко артиллерии. По плану использование танков и бронеавтомобилей не предполагалось ввиду слабого льда. Вместо них, генералу Свиклину были выделены два батальона аэросаней: 44-й (боевые аэросани НКЛ-26) и 34-й (транспортные аэросани НКЛ-16).
В первый же день наступления, 14 января 1944 года подвижным отрядам из боевых аэросаней и лыжников удалось захватить несколько деревень в Поозерье, что было впечатляющим результатом на фоне отсутствия успехов на северном фланге армии.
Командование начало спешно перебрасывать пехотные резервы на юг для развития темпов наступления: 225-ю и 372-ю стрелковые дивизии, но отсутствие танков на плацдарме, приводило к большим потерям в стрелковых частях.


411
Использование даже средних танков Т-34 было невозможно. По тонкому тающему 20-см льду надо было проехать несколько километров, да еще местами под огнем противника.
В армейском резерве имелся 47-й отдельный автобронебатальон. Он располагал пушечными бронеавтомобилями БА-3, БА-6 и БА-10, которые были горазно легче танков. Но 47-й батальон в то время был некомплектен (одна из его рот была откомандирована для выполнения других задач). С целью восстановления боеспособности этого батальона, решением Командующего бронетанковыми войсками Волховского фронта генерал-майора Кононова И.В. была временно создана отдельная (безномерная) рота из резерва Командующего. Документов о создании этой роты в архивах не обнаружено. Но факт ее наличия и действий подтверждается несколькими наградными листами членов экипажей танков данной роты, где описываются некоторые боевые действия этой роты, а также упоминанием о ней в документах 47-го отдельного автобронебатальона и 16-й танковой бригады.
По штатам того времени, рота легких танков Т-70 насчитывала 16 танков. Но эта рота была нештатной, и ситуация тоже была нештатной. Танки собирали старые Т-60 (они полегче) и новые Т-70. Судя по всему танков удалось набрать в нее около половины.
Для руководства всеми подведомственными ему частями и подразделениями (танки, бронемашины и аэросани) в составе южной оперативной группы 59-й Армии, генерал Кононов временно откомандировал двух офицеров своего штаба. Это мы тоже узнали не из личных дел или учетно-послужных карт, а из их наградных листов.
432



Гвардии полковник Пашков Андрей Никитович выполнял боевое задание по организации переправы легких танков Т-70, Т-60 и автобронебатальона через озеро Ильмень с восточного на западный берег для совместных действий со стрелковыми частями, много уделял внимания разведке состояния льда на реке Мста и озере Ильмень. Благодаря правильной организации переправы танков по льду, обеспечил их участие со стрелковыми соединениями (58 СБР, 225 СД, 372 СД) для обхода с юга города Новгорода. Затем командовал сводной группой бронетанковых и аэросанных частей действующих южнее г.Новгорода для перехвата шоссейной дороги Новгород-Шимск.
ПОЗДНЕЕ: 27.01.1945 года командир 220-й танковой бригады полковник Пашков погибнет в бою у города Эрбарсдорф в танке №300. Звание Героя Советского Союза ему будет присвоено посмертно.









444








Майор Стрельцов Ефим Васильевич в период боев с 14 по 20 января 1944 года во время переправы танков и бронемашин через оз.Ильмень проявил мужество и отвагу по разведке льда. Благодаря умело проведенной разведке, танки были переправлены через озеро, и сходу атаковали противника, значительно продвинувшись вперед. Под руководством Стрельцова была проведена рекогносцировка местности и даны курсы наступающим танкам, в результате чего танки имели боевой успех. Также он организовывал взаимодействие танков со стрелковыми частями и соединениями.
ПОЗДНЕЕ: После войны полковник Стрельцов будет уволен в запас Вооруженных Сил СССР 15.11.1955 года.












512
Командира этой танковой роты мы установли тоже по наградному листу. Это был лейтенант Михайленко Юрий Ефимович, временно откомандированный из 16-й танковой бригады.
В его учетно-послужной карте этот период отражен, как служба в 16-й танковой бригаде.
Лейтенант Михайленко Ю.Е. за бои на плацдарме был награжден орденом Красной Звезды.
Должность в наградном листе: командир отдельной танковой роты АБТМВ Волховского фронта (управление авто-броне-танковых и механизированных войск фронта).
Описание боев роты:
18.01.44г.- ротой танков поддерживал 1-й стрелковый батальон 299 СП, благодаря чему была перерезана важнейшая магистраль противника Новгород-Шимск.
19.01.44г.- благодаря умелому маневру танковой роты т.Михайленко была занята деревня Воробейка.
    22.01.44г.- стремительной атакой танков был занят опорный пункт немцев — деревня Неронов бор. Наградной лист подписал командир 225-й стрелковой дивизии полковник Ольховский.
ПОЗДНЕЕ: После завершения освобождения Новгорода лейтенант Михайленко Ю.Е. продолжил службу в 16-й танковой бригаде. Закончил войну в звании капитана и должности заместителя командира батальона по строевой части. Уволен в запас Вооруженных Сил СССР 24.05.1946 года. Проживал в Одесской области, работал зам.директора МТС.

600601
17 января 1944 года, еще не был освобожден Новгород, еще гремели бои и гибли солдаты, а самую первую награду (медаль "За отвагу") по всей Новгородской операции Командующий бронетанковыми войсками Волховского фронта генерал-майор Кононов И.В. вручил ефрейтору Иванову Павлу Кузьмичу — механику-водителю танка Т-60 отдельной танковой роты, за то, что он 15 января 1944 года вызвался первым вести свой танк по льду через озеро Ильмень. Не смотря на незнание местности, снежные заносы и слабость льда, механик-водитель Иванов, искусно маневрируя своим танком, проложил путь переправы танков через озеро Ильмень, в результате чего переправившиеся танки вступили в бой. Вторым награжденным в этом приказе был младший сержант Белов — механик-водитель первого бронеавтомобиля, также переправившегося через Ильмень.

702701702
Кроме этого, в документах 47-го автобронебатальона нам удалось найти наградные листы на членов экипажей танков этой отдельной роты, временно приданной автобронебатальону:
- старшина Глущяк Никита Яковлевич, механик-водитель отдельной танковой роты;
- сержант Радионов Николай Андреевич, механик-водитель отдельной танковой роты;
- старшина Панфилов Николай Иванович, механик-регулировщик танков Т-70 отдельной танковой роты.
ПОЗДНЕЕ: Сержант Радионов Н.Я. погибнет на танке Т-60 в составе 16-й танковой бригады, 04.02.1944 года в деревне Сосенки (недалеко от Уторгоши). Судьбы остальных бойцов роты не установлены.

Танк Т-70, поднятый из озера Ильмень, конечно, не доехал до района боевых действий, но его товарищи выполнили поставленные боевые задачи. Часть танков была подбита на плацдарме. Последние три танка этой роты в тридцатых числах января были переданы в состав 16-й танковой бригады, что отражено в истории этой бригады. После этого нештатная рота перестала существовать.
Останков в поднятом танке обнаружено не было. Списков погибших по этой роте также в архивах не найдено.


800ПОИСКОВАЯ ПРОГРАММА "ЮЖНАЯ ГРУППА".
По документам 12-й инженерно-саперной бригады еще один танк Т-70 провалился под лед в устье реки Копка. Аквалангисты клуба "Аквилон" по программе "Южная группа" в 2013 - 2020 годах проверили с помощью гидролокатора бокового обзора и магнитометра дно водоемов по всем возможным вариантам путей движения войск Южной оперативной группы 59-й Армии через озеро Ильмень и дельту реки Мста (с притоками). В 2013 году был найден грузовой автомобиль ГАЗ-ММ из 506-го отдельного минометного полка с 120-мм минометом. Кроме того, были найдены объекты, не имеющие отношения к этой программе: затонувшее судно и три легковых автомобиля ВАЗ и "Волга". Других интересных объектов не обнаружено, ввиду чего поисковая программа «Южная группа» была завершена.
Танк Т-70, упомянутый в отчете командира 12-й инженерно-саперной бригады, найден не был. Наиболее вероятно, что он попал на мелкое место, каких на реках Мста и Копка множество, и был поднят после завершения операции по освобождению Новгорода или уже после войны.
901Пытаясь понять, куда подевались еще 2 затонувшие автомашины 506-го минометного полка, мы изучили множество документов других частей и соединений Южной группы войск. В результате, стало ясно, что во время этой боевой операции при интенсивном движении автотранспорта (перевозка пополнения, боеприпасов и раненых) в озере Ильмень и дельте реки Мста затонуло около 30 транспортных средств!
Но, и почти столько же было поднято! Группа старшины Попова Н.А. из 66-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (3 человека) за период непрерывной работы с 15 по 28 января 1944 года, не имея возможности обогреться из-за отсутствия вокруг жилья, работая круглыми сутками на льду и в воде, подняла из воды, с глубин до 5 метров, 20 автомобилей и 1 орудие.
Кроме того, подъемом своих затонувших машин занимались бойцы 52-го отдельного автомобильного полка фронтового подчинения, 780-го отдельного армейского автотранспортного батальона, 34-го отдельного (транспортного) аэросанного батальона, а также водители дивизионных авторот.

Таким образом, танк Т-70, поднятый в октябре 1964 года, и установленный к 20-летию Победы, и грузовой автомобиль ГАЗ-ММ, поднятый в августе 2014 года и восстановленный к 70-летию Победы являются единственными крупными сохранившимися объектами не только Южной группы 59-й Армии, но и всех войск Волховского фронта, участвовавших в Новгородско-Лужской наступательной операции, что только повышает ценность этих объектов для истории.


Иванов Алексей Михайлович -
руководитель поисковой программы
"Южная группа"


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
- Звезда, 21.01.1966г., В.Иванов, Танк на пьедестале.
- Коровников И.Т., Новгородско-Лужская операция, М., Воениздат, 1960.
- Наградные листы личного состава частей освобождавших Новгород. (фонды ЦАМО РФ - сайт Подвиг народа).
- Новгородская правда, 11.09.1983г., В.Сергеев, Реликвия грозных лет.
- Новгородская правда, 21.01.1990г., А.Иванов, Тайну хранит озеро.
- Новгородские ведомости, 22.11.2023г., В.Дубовский, Летучая рота.
- Отчеты 12-й инженерно-саперной бригады (фонды ЦАМО РФ).