А.М. Иванов
ИСТРЕБИТЕЛЬ  ЯК-1  НА  ИСТОШЕНСКОМ  ОЗЕРЕ
(30  лет  поисков  и  исследований)


istosno01

istosno02

ПОИСКИ В 1990 ГОДУ.

Эта история началась в далеком 1990 году, когда часть членов Рижского клуба подводного поиска "Аквилон" переехала на жительство в город Новгород и создала там Экспедиционный клуб аквалангистов "Новый Аквилон". 

Начальником штаба поисковой экспедиции "Долина" тогда был известный поисковик Александр Иванович Орлов, который предложил совместно поработать по нескольким ему известным затонувшим самолетам.

В октябре 1990 года мы выехали на озеро Истошенское Демянского района Новгородской области.



istosno03
Местные жители рассказали следующую легенду. Зимой 1942 года, в День Красной Армии (23 февраля), на лед озера Истошенского сел советский истребитель. Из деревни Истошно к самолету сразу же побежали немецкие солдаты. Советский летчик вылез из самолета и попытался убежать. Пробегая мимо местного жителя-рыбака, летчик попросил его застрелить. Рыбак отказался. Тогда, видя, что спастись невозможно, пилот застрелился сам. После чего немцы взорвали самолет.

istosno04istosno05














Орлов А.И. показал примерный район нахождения самолета и на небольшой глубине (4 метра) мы довольно быстро нашли его методом траления. Был найден истребитель Як-1, который действительно был разорван на куски. Работами руководил Юрий Якунин. Части самолета в течение двух недель были подняты на берег и переданы представителям поисковой экспедиции "Долина".

istosno06istosno07












 
В 1990 году мы еще не обладали необходимой информацией о заводских номерах самолетов, поэтому должного обследования поднятых фрагментов произведено не было. На фотографии был зафиксирован лишь номер двигателя — ПА 135-82, принадлежность которого установить тогда не удалось. На долгие годы пилот этого самолета остался неизвестным.

istosno08istosno09
















ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ В 2013 ГОДУ.

В 2013 году командир Демянского поискового отряда "Находка" Александр Морзунов заинтересовался этой историей и попросил нас вернуться на озеро Истошенское. Ветераны клуба выехали на озеро и с помощью ориентиров Александра Орлова и магнитометра Алексея Иванова быстро нашли место остатков самолета.

istosno10istosno11

















Дайверы нового поколения клуба осмотрели указанное место и подняли шасси и мелкие детали от самолета.

На одной из крышек наконец появился заводской номер самолета — 3640.






ИССЛЕДОВАНИЯ В АРХИВЕ МО РФ В 2013-2015 ГОДАХ.

Казалось бы, теперь спустя 20 лет, с учетом новых возможностей, личность пилота можно будет установить. Началась кропотливая работа в архиве. Но все оказалось гораздо сложнее...

ИНФОРМАЦИЯ ПО САМОЛЕТУ № 3640.

Согласно архивным данным Министерства обороны, истребитель Як-1, самолет № 3640, с мотором ПА 135-1674, 27.11.1941 года, пилотируемый сержантом Кауновым А.М. из 11-го истребительного авиаполка (11 ИАП), при штурмовке в районе Рогачево был подбит ЗА (зенитной артиллерией противника), и сел на вынужденную посадку с убранным шасси. Мотор пробит и требует замены, летчик невредим (ЦАМО, ф.20530, оп.1, д.117, л.295).

13.12.1941 года с указанного самолета был снят поврежденный мотор № ПА 135-1674, а сам самолет № 3640 передан для ремонта завод № 301 (ЦАМО, ф.20530, оп.1, д.146, л.72).

По спискам 11-го ИАП на 20.03.1942 года самолет № 3640 был исправен, с мотором ПА 135-932 (ЦАМО, ф.135, оп.12770, д.127, л.101).

13.07.1942 года самолет № 3640, пилотируемый сержантом Смирновым (11-й ИАП) из-за перебоя мотора, сел вынужденно без шасси на аэродроме Волосово, самолет требует ремонта. (ЦАМО, ф.20530, оп.1, д.280, л.197).

istosno12 2
ИНФОРМАЦИЯ ПО МОТОРУ ПА 135-82.

Мотор ПА 135-82 был упомянут на 28 декабря 1941 года в документах инженерно-технической службы 11-го ИАП с неисправностью — выбивание масла в редукторе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО 11 ИАП:

11-й истребительный авиационный полк входил в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО (города Москва) и в первый год войны частично использовался в качестве авиаподдержки соседних фронтов.

28.08.1942 года 11-й ИАП убыл на Сталинградский фронт (8-я воздушная армия), а 25.12.1942 года полк был расформирован.

КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ ИЗ УКАЗАННЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ:

1) Несмотря на найденную крышку с номером, самолет № 3640 не мог оказаться в феврале 1942 года на дне Истошенского озера, так как гораздо позднее (в июле 1942 года) сел на вынужденную посадку в другом месте.
   Вероятно, эта крышка была переставлена в декабре 1941 года после предыдущей вынужденной посадки, с подлежащего отправке на завод сильно поврежденного самолета № 3640 на менее поврежденный, пока неизвестный нам, самолет, который и сел зимой на лед озера Истошно.

2) Мотор ПА 135-82 состоял на учете в 11-м ИАП. На каком из самолетов был этот мотор, по документам тоже установить не удалось.

3) 23 февраля 1942 года потерь самолетов Як-1 в ВВС Северо-Западного фронта не было.

В ИТОГЕ, К КОНЦУ 2015 ГОДА НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАШЛИ В ТУПИК.


istosno13ПРОДОЛЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2019 ГОДУ.

В 2019 году Александру Морзунову удалось получить перевод одного трофейного документа германской армии, а именно журнала боевых действий 32-й пехотной дивизии (16 Армии, группы армий "Север").

Выдержка из документа за 10.01.1942 года:

"В 14.00 один вражеский истребитель атаковал деревню Истошно бортовым оружием. Заградительным огнем 14-й роты 4-го пехотного полка самолет принужден к вынужденной посадке на озеро Истошно. Пилот спасался бегством и при преследовании был застрелен при самообороне."



Теперь мы узнали точно дату этого боя — 10 января 1942 года, а не 23 февраля.

По архивным данным, 10.01.1942 года в ВВС Северо-Западного фронта не вернулся с боевого задания только один самолет Як-1. Других вариантов просто не осталось.

Это оказался сержант Каунов Александр Михайлович, пилот 161-го ИАП.

Да, именно тот самый Каунов А.М., который 27 ноября 1941 года на самолете № 3640 был подбит ЗА и сел на вынужденную посадку с убранным шасси. Вот это судьба: сел на новый самолет и в первом же вылете в новом полку опять подбит огнем с земли и опять вынужденная посадка, на этот раз на лед Истошенского озера в тылу врага.

istosno14Что мы знаем о нем?
Сержант КАУНОВ Александр Михайлович, 19.02.1921 года рождения.
Уроженец Сталинградской области, Молотовского района, Красноярского сельсовета, села Красный Яр.
В 1938 году окончил 8 классов средней школы г.Озеры Московской области, а затем школу помощников мастеров по ткацкому делу.
В 1940 году окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу.
Холост, беспартийный. Отец — Каунов Михаил проживал в деревне Красный Яр.

Сначала он проходил службу в 11-м ИАП 6-го ИАК ПВО г.Москва.
В ноябре-декабре 1941 года под Москвой шло переформирование 161-го ИАП.
В это время Каунов А.М. был переведен из 11-го ИАП в 161-й ИАП.
В январе 1942 года 161-й ИАП был отправлен на Северо-Западный фронт.
9 января 1942 года первая полковая группа из 8-ми самолетов Як-1 перелетела с аэродрода Выползово на аэродром Крестцы и вошла в состав 57-й смешанной дивизии ВВС Северо-Западного фронта.


10 января 1942 года самолеты 161-го ИАП совершили 7 первых боевых вылетов,istosno15 прикрывая свои войска на поле боя. Во время прикрытия вели воздушный бой с авиацией противника.
За этот первый день боев летчиками 161-го ИАП было сбито в групповом бою два Ю-88 и один Хе-111 и 3 индивидуально: лейтенантом Шутовым — один Ме-109, мл.лейтенантом Пучковым — один Ме-109, ст.лейтенантом Кулаковым — один Ме-110.

Кроме того, согласно журнала учета сбитых самолетов противника того же 10.01.1942 года сержант Каунов Александр Михайлович и младший лейтенант Баталов Сергей Иванович совместно сбили Ме-109 противника в 20-25 км восточнее Старой Руссы, что было подтверждено летчиком старшим лейтенантом Алексеевым и наземными войсками.

В одном из боевых вылетов в середине дня ведомый сержант Каунов А.М. оторвался от ведущего. Оставшись один, из бортового оружия атаковал вражеский гарнизон деревни Истошно. Ответным огнем с земли его самолет был поврежден и пилот произвел вынужденную посадку на лед Истошенского озера. Летчик попытался спастись бегством, но преследователи его настигли. Каунов оказал сопротивление и в перестрелке был убит. Самолет, действительно, был взорван. Остальное придумали местные фантазеры.

Молоденький 19-летний сержант.
Беспартийный, даже не комсомолец.
Предпочел смерть в неравном бою возможному плену.
Геройски погиб, а для однополчан остался не вернувшимся с боевого задания, то есть пропавшим без вести.

Он не дожил до своих 20 лет.
А мы смогли установить его судьбу только почти через 30 лет после начала наших поисков.
Еще один солдат вернулся с войны.

istosno16Обычно, погибшие в начальный период войны редко имеют правительственные награды. Сложный был период для награждений: отступления и неудачи на фронте.

Однако, к нашей радости, удалось найти такой документ:

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 605/166 от 04.03.1942 года "О награждении орденами и медалями начальствующего и рядового состава частей противовоздушной обороны страны и частей местной противовоздушной обороны г.Москвы" сержант Каунов Александр Михайлович награжден орденом Красного Знамени.

Значит, представление было сделано еще при жизни за активное участие в воздушной защите столицы, но Указ подписали только в марте 1942 года, когда противника уже отбросили от стен Москвы. Второй месяц, как Каунова не было в живых, но высокая военная награда по заслугам отметила героя.