А.М. Иванов

БУКСИР "УСЕРДНЫЙ" - ПОСЛЕДНИЙ НОВГОРОДСКИЙ ПАРОХОД.


В течение 2017-2018 годов Новгородская областная федерация подводной деятельности (далее НОФПД) осуществляла с помощью ГБО (гидролокатора бокового обзора) обследование дна реки Волхов на протяжении около 100 км, от границы Великого Новгорода до границы Новгородской области. Работы проводились на судне «Аквилон» (Илл. 1).
2018 1 01В работах принимали участие аттестованные подводные археологи CMAS: руководитель работ – капитан судна Иванов А.М., операторы ГБО: Луций С.А., Архипов И.В., помощники капитана: Иванов И.А., Тидеман В.В., Мурадов А.И.
Для съемки использовался прибор Humminbird 1199С HD SI COMBO. На правом борту судна «Аквилон» крепилась специально изготовленная стационарная штанга для датчика ГБО, с заглублением его под воду на 1,1 метра, чтобы обеспечить прохождение луча под килем судна. Внешний GPS-приемник AS GRP для приборов Humminbird был установлен прямо на вершину штанги непосредственно над датчиком, с целью исключения каких-либо поправок для координат съемки.
Съемка ГБО (Side Imaging) велась в обе стороны от курса судна (вправо и влево), в диапазоне 60 + 60 метров, в режиме 455 кГц. «Мертвая зона» под судном примерно соответствовала глубине под датчиком, при этом одновременно она полностью проверялась дополнительным вертикальным датчиком Dual Beam в режиме 83 кГц на 60 град. + 200 кГц на 20 град (Илл. 2).
2018 1 02Тактика съемки ГБО. Первые галсы были разработаны с тем, чтобы иметь контакт с береговой линией: галс у правого берега – по течению реки, галс у левого берега – против течения реки. Последующие галсы были разработаны с учетом проверки «мертвых зон» предыдущих галсов, и имели направления, аналогичные первоначальным: второй и третий галсы от правого берега – по течению реки, - второй и третий галсы от левого берега – против течения реки. При нечетном числе галсов, средний из них был расположен по течению реки. Количество галсов зависело от ширины реки в каждом конкретном районе, и варьировалось от 4 до 6.
Съемка ГБО проводилась по реке Волхов от северной границы города Великий Новгород (208-й км реки Волхов) до северной границы Новгородской области (100-й км реки Волхов). Нумерация километров реки Волхов приводится по навигационной карте реки Волхов от устья реки Волхов в Ладожском озере (0-й км) до истока реки Волхов из озера Ильмень (225-й км). В результате проведенных работ собран большой материал о затонувших объектах на дне реки Волхов в границах Новгородской области, который требует дальнейших тщательных исследований.
2018 1 03Одним из обнаруженных объектов является судно, затонувшее на глубине 15 метров (Илл. 3). Осмотром установлено, что это небольшой буксирный пароход, построенный примерно в конце XIX - начале ХХ века. Длина 19,5 метров, ширина 4 метра. Стальной корпус имеет цельный вид, деревянные надстройки разрушены (Илл. 4). На палубе судна находились паровой свисток и клапан (Илл. 5).
2018 1 18
АРХИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
     С целью установления затонувшего судна была проведена работа по просмотру документов ГАНО (Государственного архива Новгородской области) по фондам:
- фонд 298. 1-я (Гостинопольская) судоходная дистанция Новгородского отделения Санкт-Петербургского округа путей сообщения. 1825-1916г.г.
- фонд 299. 2-я (Новгородская) судоходная дистанция Новгородского отделения Санкт-Петербургского округа путей сообщения. 1881-1916г.г.
- фонд 302. Акционерное общество пароходства по реке Волхов и озеру Ильмень братьев Забелиных. 1908-1916г.г.
- фонд Р824. Новгородская пристань Северо-Западного пароходства Народного комиссариата речного флота ― Новгородский речной порт (1918 ― настоящее время), (Илл. 6). По данному фонду: отсутствуют дела с 1936 по 1941 годы.
2018 1 06Случаев затопления самоходных судов в районе найденного затонувшего судна по перечисленным фондам не установлено.
Документы Новгородского речного порта за период с 1936 по 1941 год (включительно) не были переданы в архив, и вероятно, были утрачены во время эвакуации Новгорода в 1941 году.
В связи с этим дальнейшие исследования были перенесены в Центральный государственный архив города Санкт-Петербурга, по месту нахождения Северо-Западного речного пароходства - вышестоящей организации Новгородского речного порта.
Там были исследованы документы фонда Р-2141: Государственное предприятие северо-западное речное пароходство департамента («Росречфлот») Министерства транспорта Российской Федерации. Санкт-Петербург. 1918–1992.
В деле 204, оп.38, фонда Р-2141, «Годовой отчет Ленинградской пассажирской пристани, Лодейнопольской, Новгородской, Вознесенской пристаней за 1941 год», в приложении к годовому отчету Новгородской пристани за 1941 год, была обнаружена Объяснительная записка главного бухгалтера Новгородской пристани Васильева П.В. «Об основных средствах и материальных ценностях Новгородской пристани, оставленных на территории занятой врагом в 1941 года» (Илл. 7).
2018 1 05В деле 4, оп.39, фонда Р-2141, «Приказы наркомречфлота СССР, смета для оборудования флота для военных целей, планы мероприятий по эвакуации гидротехнических сооружений и плавсредств, сводки и сведения об эвакуационных перевозках флота, о потерях самоходного и несамоходного флота за период с 22 июня по 10 сентября 1941 года», была найдена докладная записка от Северно-Западного речного пароходства в Народный Комиссариат Речного флота СССР о потерях самоходного и несамоходного речного флота с начала военных действий с 22.06.1941 и по 10.09.1941г.
Согласно этим документам по Новгородской пристани от действий авиации противника было потеряно 3 буксирных парохода: «Смелый», «Кострома» и «Омск» (бывшее название - «Усердный»). Пароход «Смелый» оказался заблокирован на реке Мста и был затоплен командой. Из двух оставшихся пароходов именно «Усердный» («Омск») полностью подходит по параметрам затонувшего судна. Дело в том, что, например, на 1933 год в списке 6 пассажирских и 14 буксирных пароходов, работавших в Новгородском районе не было ни одного самоходного судна с одинаковыми размерами.
Таким образом, можно утверждать, что найденное затонувшее судно ― это буксирный пароход «Усердный», переименованный в «Омск», незадолго до начала Великой Отечественной войны (Илл. 8).
2018 1 08

ОПИСАНИЕ ПАРОХОДА
Описание буксирного парохода «Усердный» было найдено в фондах ГАНО (фонд Р824. Новгородская пристань Северо-Западного пароходства Народного комиссариата речного флота), (Илл. 9).
Пароход «Усердный» был построен в 1915 году в Новгородских мастерских (позднее ― Новгородский судоремонтный завод).
Материал корпуса и палубы ― судовая сталь.
Длина по палубе ― 19,81 м, ширина корпуса ― 3,96 м, высота борта ― 1,83 м.
Паровая машина типа «компаунд» (вертикальная) была изготовлена в 1913 году в городе Або (Великое княжество Финляндское РИ) на судостроительном заводе Крейтона. Мощность машины ― 150 инд.сил. Число цилиндров - 2
Цилиндрический горизонтальный паровой котел был изготовлен в 1915 году в городе Люблине на заводе Пляге и Ласкевича.
В документах имеется подробное описание технических данных этого парохода, паровой машины и котла, движителя, судовых, якорных, буксирных и швартовых устройствах, спасательных, водоотливных и противопожарных средств, отопления, вентиляции и освещении судна, о запасах топлива и смазки, описание жилых и служебных помещений.
В 1935 году после 20-летнего срока эксплуатации этого судна был проведен его капитальный ремонт в связи с износом обшивки, набора корпуса, палубы и надстроек, перепланировкой надстроек и кают для команды, ремонтом паровой машины, котла и механизмов. Описание ремонта также подробно отражено в технической документации (Илл. 10).
2018 1 17
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
После проведенного капитального ремонта внешний вид парохода «Усердный» значительно изменился по сравнению с его сохранившейся фотографией. Поэтому ведущий специалист НОФПД Сергей Луций произвел компьютерную 3D-реконструкцию этого судна с учетом изменений, произведенных во время капитального ремонта в 1935 году (Илл. 11-14). Окраска судна сделана по правилам, утвержденным приказом начальника Северо-западного управления речного пароходства № 63 от 03.03.1935г.
2018 1 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце XIX ― начале ХХ века буксирные и пассажирские пароходы были широко распространены на водных путях Новгородской губернии и имели большое значение в организации пассажирских и грузовых перевозок. Но к середине ХХ века новгородские пароходы были вытеснены новым поколением самоходных судов ― теплоходами, и бесследно исчезли в печах переплавки.
Специалисты НОФПД, в настоящее время обследовали методом гидролокации все участки рек Волхов, Мста, Шелонь, Ловать и Полисть, относящиеся к судоходным путям Новгородской области. Озеро Ильмень обследовано не полностью, но ввиду его малых глубин и большой интенсивности рыболовства, нахождение в нем обьекта значительных габаритов маловероятно.
В связи с чем, можно утверждать, что найденный буксирный пароход «Усердный» («Омск»), является единственным и последним, относительно целым, экспонатом ушедшей эпохи новгородских пароходов, найденным на территории Новгородской области.
В различных регионах России есть примеры подъема и реставрации найденных затонувших судов. Хочется, чтобы в будущем и в Великом Новгороде появился этот интересный экспонат столетней давности.
2018 1 07
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
- рабочие документы Новгородской областной федерации подводной деятельности;
- документы фондов ГАНО (Государственного архива Новгородской области);
- документы фондов Центрального государственного архива города Санкт-Петербурга.