2017 - Поединок на Ильмене-1943.

Эту историю, как аэросани сбили самолет, члены клуба «раскопали», проводя исследования по поиску затонувших в озере Ильмень аэросаней в рамках поисковой программы «Лыжный десант. Ильмень-1943».

001kartina


    В феврале 1943 года главной задачей Северо-западного фронта Красной Армии (командующий фронтом Маршал Советского Союза Тимошенко С.К.) была наступательная операция по ликвидации «демянского выступа» - крупной группировки германских войск на плацдарме вокруг Демянска. Борьба там долгое время с обеих сторон носила ожесточенный характер. Противник пытался удержаться на этом плацдарме, чтобы иметь возможность для нанесения дальнейшего удара на Осташков и Ржев с тем, чтобы нанести решающее поражение в тыл войск Калининского фронта.
100
     Однако, с 15 февраля 1943г., вместе с наступлением советских войск, немецкие части начали отступать из «демянского выступа», и к 23 февраля, практически, весь плацдарм был ими оставлен, кроме участка так называемого «рамушевского коридора». Многолетняя «головная боль» командования Северо-западного фронта была устранена. Штаб фронта (начальник штаба фронта генерал-лейтенант Злобин В.М.) готовил новые планы и новые наступления.
700110





















    В ходе февральских наступательных действий, командование правофланговой 27-й армии (командующий армией генерал-лейтенант Трофименко С.Г. - на фото слева) поручило частям 12-го гвардейского стрелкового корпуса (командир корпуса генерал-майор Захватаев Н.Д. - на фото справа) занятие южного берега озера Ильмень с целью: развить дальнейшее наступление в юго-восточном направлении на Старую Руссу, перерезать коммуникации на Шимск, и тем самым обеспечить успех главной группировки 27-й армии в освобождении Старой Руссы.


    Главные силы 12-го корпуса: 3-я, 19-я и 40-я отдельные лыжные бригады должны были совершить скрытый марш-бросок по льду озера Ильмень, овладеть группой деревень на побережье и перерезать дорогу Шимск—Старая Русса.
    Вспомогательные силы: 127-я отдельная стрелковая бригада, 150-й запасной стрелковый полк и, приданная в ходе операции, 161-я отдельная стрелковая бригада наносили удары на других направлениях.

   Наступление лыжников на льду озера Ильмень должны были поддержать: 11-й и 18-й отдельные боевые аэросанные батальоны и 35-й отдельный транспортный аэросанный батальон.123
    В метельную ночь на 23.02.1943 г. бойцы 3-й и 19-й отдельных лыжных бригад на лыжах с полной выкладкой (скорость марша была 3—4 км в час) совершили марш-бросок по льду озера Ильмень. Впереди шла 19-я бригада.
    Населенные пункты (Ужин, Заднее Поле, Устрека и др.), занятые противником, представляли из себя отдельные опорные укрепления с целым рядом дзотов и хорошими наблюдательными пунктами. Южное побережье оз.Ильмень освещалось прожекторами. Ни укрытий для пехоты, ни для артиллерии на всем пути до района боевых действий не было.
    
   Первоначально, лыжным бригадам сопутствовал успех. 19-я бригада, сбившись с маршрута, ушла значительно западнее маршрута и атаковала деревню Ретле, выбив оттуда гарнизон противника. Затем начала наступать в обход сильно укрепленного пункта в деревне Устрека.

  3-я бригада (без одного батальона, который был оставлен в резерве корпуса) захватила деревню Ужин, развивая наступление на Большой и Малый Ужин.

   Но германское командование, быстро сориентировалось в ситуации, бросило против наступающих авиацию и подтянуло пехотные резервы, которых в то время хватало, в связи с выводом войск из «демянского выступа».
   Сначала все силы немцев были брошены на 19-ю бригаду. В течение дня 23 февраля 1943 года бригада, не имея никакой поддержки от вышестоящего командования: ни авиационной, ни артиллерийской, да вообще никакой, пыталась своими силами наступать вглубь побережья, но контрударами противника была сначала остановлена, а затем фактически разгромлена и побежала назад, бросив всю матбазу и артиллерию. Под конец дня остатки бригады: 3 сотни бойцов во главе с комбригом (подполковник Негода А.И.) оказались в устье реки Ловать у маяка Железный (остальных отставших собирали еще сутки). Навстречу им в наступление шли свежие подразделения лыжников 40-й бригады, с удивлением и тревогой рассматривавших, разрозненно бегущих по льду назад солдат, уже почти не существующей 19-й бригады.

   Командование 12-го гвардейского корпуса отказывалось верить в неудачу операции. Штаб корпуса еще писал по инерции приказы 19-й лыжной бригаде о дальнейшем наступлении вглубь побережья 24-го февраля, когда ее уже там не было, а на следующий день отправдывались перед 27-й армией, что комбриг Негода А.И. пока не арестован и не расстрелян только по одной причине: не кем заменить!

   40-я бригада, выполняя приказ 12-го корпуса, к утру 24-го февраля развернулась за правым флангом 3-й бригады, которая несмотря на все усилия, так и не смогла взять Большой и Малый Ужин. КП (командные пункты) обеих бригад расместились в Ужине. Казалось бы, теперь «бок о бок», бригады, поддерживая друг друга, пойдут вперед.
   Но и германское командование, разделавшись с 19-й бригадой под Ретле, смогло перегруппировать войска, и бросить все силы против «ужинской группировки».
   Весь день 24-го февраля под Ужином шли тяжелые кровопролитные бои. Командование корпуса постоянно слало приказы: Вперед! Вперед! Вперед! К полудню комкор выслал вдогонку даже свой последний резерв – 3-й батальон 3-й лыжной бригады. Однако, 3-й батальон капитана Ушакова в этот ад не спешил, пройдя 20 км пути ... за 11 часов (это не было трусостью, так как в светлое время суток медленно двигающийся батальон на льду был бы просто уничтожен безраздельно господствующей в небе вражеской авиацией). Вместо полудня, резерв подошел только к вечеру, когда ничего изменить было уже нельзя.

   Первой не выдержала обескровленная 3-я бригада. Именно она понесла наибольшие потери во время этих боев. К тому же за два дня боев, она осталась почти без боеприпасов. Примерно в 21.00 бойцы 3-й бригады начали самовольный отход с позиций. Комбриг подполковник Могильный, с целью избежать ночного окружения, приказал свернуть КП бригады, не поставив об этом в известность 40-ю бригаду.
   Командир 40-й лыжной бригады подполковник Жук, узнав об отходе 3-й бригады и оставлении без защиты своего левого фланга, посчитал продолжение операции в одиночку бессмысленным и, без согласования с вышестоящим командованием, отдал приказ на полное оставление «ужинского плацдарма».
   Под покровом ночи сильно потрепанные лыжные бригады отошли к дельте реки Ловать. В прошедших боях были утрачены все лыжи, поэтому дальше их подразделения использовались, как стрелковые, а 10 марта 1943 года все три лыжные бригады были расформированы.

156   Единственной транспортной поддержкой наступления лыжников на льду озера Ильмень были аэросани 11-го и 18-го отдельных боевых аэросанных батальонов и 35-го отдельного транспортного аэросанного батальона.

   Надо сразу оговориться, что по прямому назначению использовались только транспортные аэросани НКЛ-16 из 35-го батальона.





294   Боевые же аэросани НКЛ-26, вооруженные танковым пулеметом Дегтярева из 11-го и 18-го батальонов, в этой операции использовались, практически, тоже только для транспортных перевозок и в боях с сухопутными войсками противника не участвовали. Эти аэросани не были предназначены для перевозок, и имели небольшой внутренний отсек для экипажа, поэтому и КПД таких перевозок был весьма низким. Правда, что-то можно было буксировать на прицепе: орудия, сани или волокуши.


   23-24 февраля 1943 года 11-й отдельный аэросанный (боевой) батальон, занимаясь перевозками по льду озера Ильмень, доставил лыжным бригадам: 45-мм орудий – 12 шт., снарядов – 1500 шт., бойцов – 171 чел., и вывез обратно 202 раненых.

313  В светлое время суток немецкая авиация безнаказанно бомбила и обстреливала все пути снабжения лыжных бригад. Особенно легкой добычей для нее были аэросани. Максимальная скорость аэросаней по идеально гладкой поверхности составляла 60-70 км в час. Но с учетом неровного снегового покрова на озере, ледяных торосов и буксируемого груза реальная скорость часто падала до 15-30 км в час.

   Транспортные аэросани НКЛ-16, в классическом исполнении без переделок, полностью беззащитны и не имеют штатного вооружения, кроме личного оружия водителя и пассажиров.

318   Боевые аэросани НКЛ-26, вооруженные пулеметом ДТ, предназначены для ведения почти кругового огня (кроме заднего сектора мотора), со специального поворотного щитка, расположенного на крыше кабины аэросаней, но только в горизонтальном секторе обстрела. Зенитные установки на аэросанях во время войны существовали, но в батальонах на Ильмене их не было.

   Из-за налетов германской авиации только в первый день операции на трассе было подбито 17 аэросаней.

  11-й отдельный аэросанный батальон, как и другие батальоны, в первый же день понес чувствительные потери: появились убитые. Были ранены и выбыли из строя: командир батальона майор Гладкий, начальник штаба ст.лейтенант Печевский и два ротных командира: Растворов и Головин.

  Аэросани метались по льду озера, стараясь маневрами спастись от этих безнаказанных убийц – самолетов противника. Советской авиации в небе не было, и защиты ждать неоткуда.

И тут как в стихотворении Александра Твардовского «Кто стрелял?»:

«Со страшным ревом
Самолет ныряет вниз,
И сильнее нету слова
Той команды, что готова
На устах у всех:
— Ложись!..

...Ну-ка, что за перемена?
То не шутки — бой идет.
Встал один и бьет с колена
Из винтовки в самолет.»

    Не из винтовки, и не с колена, а из пулемета ДТ, зам.командира роты по политической части лейтенант Бондик К.А. на виду у всего батальона сбил немецкий истребитель Мессершмитт-109, при нападении на его аэросани. Самолет вспыхнул и сгорел в воздухе.

   Этот подвиг сухо и лаконично описан в боевом донесении и.о. командира 11-го ОАСБ №9 от 24.02.1943 года. На место выбывших по ранению командиров встали другие более младшие офицеры и батальон продолжил выполнение поставленных задач.

   Вообще-то случаи сбития самолетов сухопутными войсками из незенитного оружия не так уж редки, но чтобы экипаж аэросаней с помощью штатного пулемета вышел победителем из схватки с истребителем противника, аналогов такого случая нам не известно. Попасть в летящий самолет без специальных зенитных навыков очень трудно — это маленькая быстро двигающаяся цель. Но когда самолет атакует, с ревом проносясь над тобой, цель внезапно на короткое время становится близкой и большой. Аэросанникам надо было выдержать эту атаку, заранее сняв пулемет с креплений, и, сделав упреждение, с рук открыть «огонь» по линии полета самолета. И так, бить ему в брюхо, пока не пролетит над тобой.

   Лейтенант Бондик Кирилл Афанасьевич за этот подвиг был представлен командиром батальона к награждению одной из высших наград того времени – орденом Красного Знамени, но ввиду неудачной операции лыжных бригад, вышестоящее командование решило ограничиться более скромной наградой.
401402




















   Приказом командира 12-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора Захватаева Н.Д. № 03 от 13.03.1943г. лейтенант Бондик К.А. от имени Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красной Звезды.


   Это его единственный орден за всю войну.

405foto   Нам удалось найти фотографию героя и установить его дальнейшую судьбу.

  Летом 1943 года, в связи с реформой политорганов в Красной Армии, были упразднены должности заместителей командиров рот по политической части, и огромное количество бывших замполитов переводилось на строевые или административно-хозяйственные должности, в том числе требующие дополнительного обучения.

   В июне 1943 года ст.лейтенант Бондик К.А. (это звание ему было присвоено в апреле 1943г.) отправился на учебу в Ульяновское гвардейское танковое училище им. В.И.Ленина, которое закончил в ноябре 1944 года.

   До конца войны был на фронте командиром взвода тяжелых танков в различных гвардейских тяжелых танковых частях.

   После окончания войны был демобилизован и уволен в запас Вооруженных Сил СССР в августе 1946 года, с должности командира роты тяжелых танков. Затем проживал в Москве.



   Дайвер НОФПД (и новгородская художница) Елена Дмитриева нарисовала картину-иллюстрацию подвига «Поединок на Ильмене», которая вместе с фотографиями героя и копиями найденных архивных документов была передана руководителем поисковой программы 09 мая 2017 года (в День Победы) в Музей Северо-западного фронта – Старорусский филиал Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

600SAM
А.М. Иванов -
Зам.председателя Новгородской областной федерации подводной деятельности,
руководитель экспедиционной программы «Лыжный десант. Ильмень-1943»

ИСТОЧНИКИ:
- Боевое донесение 11 ОАСБ №9 от 24.02.1943г. (фонды ЦАМО и сайт «Память народа»).
- Наградной лист на лейтенанта Бондика Кирилла Афанасьевича от 28.02.1943г. (фонды ЦАМО и сайт «Подвиг народа»).
- Приказ командира 12-го гвардейского стрелкового корпуса № 03 от 13.03.1943г. (фонды ЦАМО и сайт «Подвиг народа»).
- Другие документы 12-го гвардейского стрелкового корпуса (фонды ЦАМО и сайт «Память народа»).

2017 - Поединок на Ильмене-1943.
Эту историю, как аэросани сбили самолет, члены клуба «раскопали», проводя исследования по поиску затонувших в озере Ильмень аэросаней в рамках поисковой программы «Лыжный десант. Ильмень-1943».