Черное море - 2016.
(Об участии группы членов клуба в поисковой экспедиции Министерства обороны РФ.)

01     В июле 2016 года стартовала экспедиция Министерства обороны РФ под руководством заместителя начальника управления Минобороны по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрея Таранова и клуба "Нептун" г.Тольятти под руководством Александра Елкина. Целью экспедиции являлся поиск техники, затонувшей в годы Великой Отечественной войны в Керченском проливе.

    Флот выделил для этих целей на килекторное судно "КИЛ-158" (Илл.1). По просьбе командования для гидроакустической и магнитометрической съемки, а также обеспечения плавсредством водолазных спусков командования, ветеран клуба Евгений Паль (ген.директор ООО "ИТЦ Спецработ") направил подводно-поисковую группу, по случаю дислоцировавшуюся неподалеку. Руководил группой председатель клуба «Аквилон» Айвар Степанов, а в ее составе ветераны клуба Сергей Луций и Михаил Богатырев.

    Группа прибыла в распоряжение руководства экспедиции на катере Наутилус-800 (Илл.2), укомплектованном приборным комплексом для подводно-поисковых работ из гидролокатора бокового обзора C-Max, морского буксируемого магнитометра SeaSPY DGPS / ГЛОНАССприемникаТrimblе SPS 855 и легководолазного оборудования.
 

02
      Работы делились на четыре этапа.  
На первом этапе работ было проведено обследование морского дна в координатах затонувшего 6 марта 1942 года эсминца "Смышленый".  
На втором этапе обследован участок морского дна в районе затопления морского германского торпедного катера S-102.
На третьем этапе работы обследован участок морского дна в районе затопления морского германского парома "Зибель".
Четвертым этапом экспедиции было обеспечение подъема штурмовика Ил-2.


МЕТОДИКА.


     Методика изучения морского дна на предмет выявления затонувших объектов, основывается на гидроакустической съемке с помощью гидролокатора бокового обзора. Гидролокатор бокового обзора CM2 позволяет получить тенеграфическое изображение, которое при благоприятных обстоятельствах (прямолинейное и равномерное движение, хорошее навигационное обеспечение) корректно отображает форму и размер отражающего ультразвуковые колебания объекта, возвышающегося над уровнем грунта.

     Для планомерного обследования участок обследования в навигационном приложении программы SonarWiz5 разбивается на галсы, которые располагают на расстоянии, либо смыкающем полосы съемки, либо перекрывающем осевую (мертвую) зону предыдущего галса. На первом этапе работ основной целью являлся поиск крупного металлического судна, поэтому был выбран режим съемки максимально большей площади, без перекрытия. При работе с частотой 100 кГц диапазоне 500 м гидролокатор бокового обзора СМ2 снимает километровую полосу поверхности морского дна. При высоте буксировки 30-50 м ширина мертвой зоны составляет аналогичную величину. Проблему возможности пропуска искомого объекта в осевой (мертвой) зоне решали с помощью буксируемого магнитометр SeaSPY, способного зафиксировать аномалию с дистанции нескольких сотен метров. Судоводитель придерживается проложенных галсов, совмещая положение судна с линией на мониторе картплоттера во время съемки.

     Данные гидроакустической съемки собираются с помощью программы MaxView, а магнитометрической — программы SeaLINK. Постобработка отснятых материалов происходит в программе SonarWiz5, которая позволяет минимизировать погрешности, производить замеры объектов, генерировать отчеты в виде каталогов целей и картографических изображений и т.п.


ХОД РАБОТ.

1. Поиск Эскадренного миноносца "Смышленый".

05
      5 марта 1942 года, возвращаясь из Керчи после конвоирования транспортов, "Смышленый" из-за ошибки в счислении попал на свое же минное заграждение у мыса Железный Рог и подорвался. Корабль стал на якорь и запросил о помощи. 6 марта ему оказывали помощь лидеры "Харьков" и "Ташкент", катера, тральщики. Но 5-балльные волны оборвали поданный с "Харькова" буксирный трос. 7 марта в 8.00 корабль повалился на правый борт, накрыв спущенные катер и шлюпку; вторую шлюпку разбило о борт. Через 6 минут эсминец затонул кормой вниз, а затем раздались 3 мощных взрыва - это рвались глубинные бомбы. Те из моряков, что еще держались на воде, погибли от динамического удара. Находившимся поблизости кораблям удалось спасти всего двух человек. Вместе со "Смышленым" погиб и его командир - капитан 3 ранга В.М. Шегула-Тихомиров.
 
05 2
      Силами и средствами ИТЦ Спецработ выполнялась низкочастотная съемка (частота - 100 кГц, диапазон - 500 м) участка акватории Черного моря в 43 км к югу от м. Железный рог. В результате выполненных работ обследовано дно акватории 7,7 х 3,0 км. (Илл. 5)


      Затонувшего судна гидрографическими и магнитометрическими средствами в исследованном районе не выявлено.

2. Торпедный катер S-102.

     08.07.1943 г. торпедный катер S-102 подорвался на мине и затонул у южного входа в Керченский пролив. Согласно данным источников, точка гибели в 3,8 км к ЮВ от мыса Железный рог.

06


      23.07.2016г. С борта катера "Наутилус 800" группой ИТЦ Спецработ была проведена гидроакустическая съемка участка морского дна (Илл. 6), зафиксирован объект габаритами 4,5 на 3,7 м, возвышающийся над грунтом на 1,7 м – кормовая часть ТК S-102. Пушка 40-mm Bofors обнаружена в 27 м как объект 4,9 на 1,6 м, возвышающийся над грунтом на 1,0 м. 
      С борта катера "Наутилус 800" организованы водолазные работы. Сектор руля был остроплен водолазами экспедиции и поднят на «Кил-158».


06 2
      24.07.2016г. По координатам пушки выставлен буй. С борта катера "Наутилус 800" организованы водолазные работы. Пушка была остроплена водолазами экспедиции и поднята на «Кил-158» (Илл. 7).


07

3. Десантный паром типа «Зибель» (Siebelfähre(SF)).

10
      24.07.2016г Группой ИТЦ Спецработ была проведена гидроакустическая съемка участка дна в 7,5 км к ЮВ от мыса Такиль. В 25 м к СВ обнаружен объект 24,5 на 13,7 м, возвышающийся над грунтом на 1,7 м. имеющий признаки десантного парома "Зибель" (Германия) (Илл. 8 и 9). Очевидно, объект представлял перевернутый двухкорпусный, катамаран корпуса которого соединены платформой из поперечных, диагональных и продольных элементов. Северо-западный корпус частично раздушен.

0809

 



















     25.07.2016г По объекта выставлен буй. С борта катера "Наутилус 800" организованы водолазные обследование подтвердившее предположение. На песчаном грунте лежит перевернутый катамаран - десантный паром типа «Зибель». Правый корпус частично разрушен, под его носовой оконечностью виден частично замытый якорь адмиралтейского типа, с металлическим штоком.

10 211














Рядом, на грунте лежат топливные 200 л бочки (Илл.10 -12).


12
4. Ил-2.

      Штурмовик с бортовым номером 4057 лежал неподалеку от мыса Панагия на рифе Трутаева на глубине пять-шесть метров. Уже установлено, что штурмовик ушел на свое последнее задание 8 ноября 1943 года. Экипаж: пилот Юсуп Акаев и воздушный стрелок Слепцов. Обоих после падения Ила подобрал торпедный катер Черноморского флота.

      26.07.2016г. С борта катера "Наутилус 800" организованы водолазные работы на месте падения штурмовика. Самолет лежал на твердом, каменистом грунте.

13
       27.07.2016г. С борта катера "Наутилус 800" организованы водолазные работы. Водолазами экспедиции были остроплены и подняты на «Кил-158» бронекоробка с центропланом и двигатель самолета. Бронекорпус расколот, лонжероны сильно корродированны, местами полностью утратили целостность, моторама также имеет множественные сквозные коррозионные повреждения. (Илл.13)


 
Автор:
А.В. Степанов - председатель Новгородской областной Федерации подводной деятельности



      СПРАВОЧНО:

      Килекторное судно (от голланд. kiellichter: kiel — балка, lichter — грузовое судно) — вспомогательное судно для подводных грузовых работ: постановки мертвых якорей, бонов, расчистки фарватеров, подъёма затонувших объектов и т. д. В ряде флотов используются как спасательные суда для подводных лодок и обслуживания подводных работ.