00 1emb blanka
00 2mashina
                                     2013 - 2015 гг. - Новгородская полуторка.
                 (рассказ о поиске, подъеме и восстановлении грузового автомобиля ГАЗ-ММ в 2013-2015гг.)


1. ПОИСК

00 3emb prog   Новгородская областная федерация подводной деятельности (НОФПД) и ее базовый клуб аквалангистов «Аквилон» (г.Великий Новгород) имеют многолетний опыт работы в области подводного поиска военной техники. Так, в 90-х годах ХХ века клубом были подняты 10 самолетов времен Великой Отечественной войны. В 2002 году председатель клуба Айвар Степанов проводил исследования в дельте реки Мста и озере Ильмень по программе «Южная группа» с целью поиска военной техники, затонувшей при переправе советских войск перед освобождением Новгорода в январе 1944 года.

   В 2013 году, за год до 70-летия освобождения Новгорода, руководство НОФПД возобновило работы по программе «Южная группа». Руководителем поисковой программы был назначен зам.председателя НОФПД и председатель научного комитета Иванов А.М. Вновь были подняты и изучены доступные архивные материалы.

14 января 1944 года началась Новгородско-Лужская наступательная операция на Волховском фронте (рис.1). В 10 часов 50 минут утра, после артиллерийской подготовки, длившейся 110 минут, главные силы 59-й Армии генерал-лейтенанта Коровникова И.Т. перешли в наступление севернее Новгорода:
01
  • 6-й стрелковый корпус генерал-майора Микульского С.П., усиленный танками, должен был сокрушить оборону противника севернее Подберезья и, пройдя по дуге на юго-запад, замкнуть кольцо внешнего окружения вокруг Новгорода;

  • 14-й стрелковый корпус генерал-майора Артюшенко П.А., должен был овладеть Подберезьем - важным опорным пунктом обороны противника, а затем наступать на Новгород с севера по обоим берегам реки Волхов;

  • Во втором эшелоне 59-й Армии разворачивался 112-й стрелковый корпус генерал-майора Соловьева Я.Ф., который должен был защитить открытый правый фланг 6-го корпуса и, во взаимодействии с частями соседней 54-й Армии, действовать против любаньско-чудовской группировки противника;

  • В резерве Волховского фронта находился еще 7-й стрелковый корпус генерал-майора Панина Р.И., который планировалось ввести в бой в составе 59-й Армии после освобождения Новгорода, для развития дальнейшего наступления на Лугу.

   Но еще раньше случились события южнее Новгорода: 14 января 1944 года в 4 часа утра передовые отряды Южной оперативной группы 59-й Армии, без артиллерийской подготовки, скрытно и стремительно форсировали по льду озеро Ильмень и в 05 часов 30 минут атаковали передовые позиции противника на западном берегу озера.



    Первоначально Южная оперативная группы 59-й армии под командованием заместителя командарма генерал-майора Свиклина Теодора-Вернера Андреевича состояла из:
- 58-й отдельной стрелковой бригады,
- отдельного лыжного батальона и 299-го стрелкового полка (из 225-й стрелковой дивизии),
- 44-го отдельного аэросанного (боевого) батальона,
- 34-го отдельного аэросанного (транспортного) батальона.

    В ходе наступления группа была усилена следующими частями и соединениями:
- остальными частями 225-й стрелковой дивизии (без 1379-го стрелкового полка),
- 372-й стрелковой дивизией (в полном составе),
- 47-м отдельным автобронебатальоном, усиленным одной ротой легких танков (Т-60 и Т-70),
- 506-м отдельным армейским минометным полком,
- 337-м отдельным пулеметно-артиллерийским батальоном,
- 157-м и 158-м инженерно-саперными батальонами (из 12-й инженерно-саперной бригады),
- и некоторыми другими частями и подразделениями.

    Основной задачей Южной группы был захват плацдарма на западном берегу озера Ильмень южнее Новгорода, и последующее наступление с целью перерезать шоссейную и железную дороги Новгород — Шимск, а затем соединиться с войсками 6-го стрелкового корпуса, прорывающегося с севера на юго-запад.

    Все движения войск Южной группы и ее пути снабжения пролегали колонными дивизионными путями по льду:
- реки Мста от дер.Бронницы до устья (место впадения в озеро Ильмень),
- реки Копка от истока из реки Мста до устья (место впадения в реку Мста),
- реки Перерва от истока из реки Копка до устья (место впадения в озеро Ильмень).
- затем несколькими трассами через озеро Ильмень от устьев рек Мста и Перерва до дер.Морины Береговые, протяженностью по 4,5 км каждая.

  С учетом теплой погоды в январе 1944 года, тонкого льда и активного передвижения, случаи провалов автомобилей под лед во время Новгородской операции фиксировались почти ежедневно.

    В октябре 1964 года из озера Ильмень на путях движения войск Южной группы был обнаружен и поднят легкий танк Т-70М, мешавший судоходству на фарватере при низком уровне воды (ныне находится в экспозиции Мемориала «Освобождение Новгорода»), (рис.2).

02   Специалистами НОФПД был изучен большой объем архивной информации о случаях провала военной техники под лед во время новгородской операции 1944 года.

     Наиболее интересные сведения содержались в отчете о боевых действиях командира 12-й инженерно-саперной бригады инженер-полковника Половнева С.А. (ЦАМО, ф.12исбр, оп.36416ос, д.1):

- 15 января 1944г.: средняя температура воздуха -10 гр., средняя толщина льда 22-25 см, пропускали автомашины ГАЗ 1,5тн и ЗИС 3 тн, было 7 случаев провала машин под лед.

- 16 января 1944г.: средняя температура воздуха 0 гр., средняя толщина льда 22-25 см, пропускали автомашины ГАЗ 1,5тн и ЗИС 3 тн с орудиями на прицепе, было 6 случаев провала машин под лед.

- 18 января 1944г.: средняя температура воздуха 0 гр., средняя толщина льда 20-22 см, пропускали автомашины ГАЗ 1,5тн и ЗИС 3 тн с орудиями на прицепе, кроме того на участке Копка — устье р.Мста танки Т-70 и бронемашины весом 6,0 тн. В устье реки Копка провалился под лед танк Т-70, вышедший за границу отмеченной трассы.

    Поиск этого танка и стал основной задачей программы «Южная группа» на 2013 год. Река Копка фактически является «рукавом», вытекающим из реки Мста и впадающим в ту же реку Мста ниже по течению. С учетом возможной путаницы терминов «устье» и «исток» у штабных работников, поиск танка решено было вести магнитометрическим способом: в устье реки Копка, в истоке реки Копка, а также, на всякий случай, в истоке реки Перерва (из Копки). Дополнительно к этим районам добавили прилегающие участки реки Мста. Получились три Т-образных поисковых района, с лучами около 500 метров (Рис.3).

03
     Поиск танка Т-70 велся с резиновой немагнитной моторной лодки с помощью группы соединенных приборов: магнитометра «Минимаг», эхолота «FishFinder» и навигатора Garmin GPSMap60 (Рис.4).

04
02.06.2013г. - поисковая группа (Иванов А.М., Минин Н.А.) произвела магнитную съемку первого района (устья реки Копка 500м и 2-х прилегающих участков реки Мста по 500м) и второго района (истока реки Перерва 500м и 2-х прилегающих участков реки Копка по 500м). Обнаружена одна значительная аномалия (300 нанотеслов) в береговой зоне. По результатам водолазного обследования найден длинный 5-метровый уголок (арматура).

08.06.2013г. - группа (Иванов А.М., Иванов И.А.) произвела магнитную съемку третьего района (истока реки Копка 500м и 2-х прилегающих участков реки Мста по 500м). На глубине 7,5 метров была обнаружена протяженная магнитная аномалия (Рис.5), (Рис.6).

0506


















Соотношение величины магнитуды, ее протяженности и глубины свидетельствовали о наличии на дне реки Копка большого ферромагнитного объекта.

     16 июня 2013 года группа подводных археологов клуба под руководством Иванова А.М. на судне «Аквилон» обследовала неизвестный затонувший объект (рис.7). Работали дайверы Луций С.А., Иванов И.А., Котряга Е.В. (Рис.8).

08Из Отчета о водолазном осмотре объекта от 16.06.2013г.:

Спуски производились с судна в автономном дыхательном снаряжении. Видимость в воде 0,2 метра с искусственным освещением. Течение слабое. Грунт – песок.

Обследованием установлено: затонувший объект является грузовым автомобилем времен Великой Отечественной войны. Автомобиль стоит на колесах, сориентирован с севера на юг передней частью вниз по течению. Радиатор на месте, крышка радиатора отсутствует. Фары на штатных местах отсутствуют. Крылья колес на месте. Левое переднее колесо замыто песком. Правое свободно от грунта. Капоты двигателя отсутствуют. Двигатель на месте. Кабина: верх деревянной части не сохранился. Руль на месте. На полу кабины человеческие костные останки. Низ засыпан разбитым остеклением кабины. Борта кузова сохранились. Кузов, частично, замыт песком. Груз в кузове: миномет в разобранном виде, предположительно, полковой 120-миллиметровый и боезапас к нему – минометные мины в транспортных ящиках. Правое заднее двускатное колесо замыто песком. Левое свободно от грунта. На задних колесах цепи противоскольжения. На грунте по левому борту автомобиля лежит большой металлический диск, предположительно, опорная плита от полкового 120-миллиметрового миномета.

09    19 июня 2013 года поисковая группа на судне «Аквилон» на месте найденного объекта произвела съемку гидролокатором бокового обзора для получения образца изображения затонувшего грузового автомобиля, с целью дальнейшего обследования путей движения войск Южной оперативной группы на предмет наличия других затонувших объектов (Рис.9).

   22 июня 2013 года контрольное водолазное обследование найденного грузовика произвели председатель НОФПД Степанов А.В. и дайвер Акашкин А.И., которые подтвердили правильность выводов группы первоначального обследования.

     В течение 2013-2014 годов руководители НОФПД проводили переговоры с заинтересованными организациями по реставрации и экспозиции найденного грузовика. В июне 2014 года по просьбе НОФПД Новгородское телевидение сняло репортаж об этой интересной находке. После этого последовало вмешательство в процесс новгородского губернатора Митина С.Г., который определил все стороны, ответственные за разминирование, подъем, реставрацию и экспозицию грузового автомобиля.

   В процесс дополнительно включились: Администрация Новгодской области, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, ГУ МЧС по Новгородской области, Облводобъект, Мостострой-6, 261 ремонтный завод, Поисковая экспедиция «Долина» и другие. Для координации работы была создана рабочая группа при губернаторе области, а для удаления взрывоопасных объектов (минометных мин) приглашены специалисты из Северо-западного центра по разминированию (г.Санкт-Петербург).


          2. ПОДЪЕМ

      Летом 2014 года начались подводные работы по разминированию и обследованию территории вокруг объекта. Внутри кабины были обнаружены костные останки человека, а недалеко на грунте лежал один череп. Из воды был поднят 120-мм полковой миномет (Рис.10).


1011





















12
















В августе 2014 года затонувший автомобиль был поднят с помощью понтонов на поверхность (Рис.11) и отбуксирован к берегу реки Волхов, напротив Новгородского кремля (Рис.12).

1314



















Специалисты «Мостостроя-6» краном подняли автомобиль из воды и на специальном транспорте доставили его на территорию Новгородского музея-заповедника (Рис.13-14).

15




Автомобиль был установлен на специальной подставке, где реставраторы музея занимались очисткой поднятых объектов (Рис.15). В этот момент удалось выяснить марку автомобиля — ГАЗ-ММ (один из вариантов знаменитой «полуторки»).









3. ДОКУМЕНТЫ

  В кузове автомобиля, помимо минометных мин, находилось личное оружие военнослужащих: винтовки и пистолет-пулеметы ППШ, которые были переданы представителям органов МВД, а также котелок для еды с надписью « 5 / 506 ».

16   Во время очистки кабины грузовика под сиденьем пассажира был обнаружен небольшой металлический ящик с документами. Бумаги осторожно разобрали, просушили и изучили. В ящике находились документы партийной организации 2-го дивизиона 506-го отдельного армейского минометного полка: личные дела для приема в члены и кандидаты ВКП(б), протоколы собраний, справки о численности и составе парторганизации. Некоторые из документов имели гриф «Совершенно секретно».

  Наиболее важным документом был журнал передачи дел парторгами, в котором на последней странице был составлен акт от 9 октября 1943 года о передаче дел бывшим парторгом Сычевым Егором Васильевичем новому парторгу 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка Кузьменко Василию Федоровичу, далее следовал список переданных документов и подписи указанных лиц (Рис.16).


4. ИССЛЕДОВАНИЯ

   После находки документов и котелка, круг поисков существенно уменьшился. Документы относились ко 2-му дивизиону, а котелок - к 5-й батарее 2-го дивизиона 506-го минометного полка.

   Были изучены архивные материалы 506-го минометного полка в Центральном архиве Министерства обороны РФ: журналы боевых действий, доклады и приказы. Большую помощь в этом оказал командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов.

   Кроме того, прорабатывалась информация о потерях по сайту ОБД «Мемориал».

   В результате, удалось установить следующий ход событий.

17  18 января 1944 года 506 отдельный армейский минометный полк находился в районе дер.Витка северо-западнее г.Новгорода, в подчинении 14-го стрелкового корпуса. В 06-30 часов полк получил боевое распоряжение № 07 от командующего артиллерией 14-го стрелкового корпуса о немедленном снятии с боевых порядков и начале движения по маршруту Трубичино - Подберезье - Муравьи - Никиткино - Пушиново - Новоселицы - Бронницы - Холынья, в квадрат 7804, где поступить в распоряжение заместителя командующего 59-й армией генерал-майора Свиклина Т.А. Передвижение осуществлялось на своем автотранспорте, так как полк был организован не на конной тяге, а на автомобильной, т. е. располагал необходимым количеством автотранспорта для одновременной перевозки матчасти и личного состава (по полному штату минометному полку полагалось 135 автомобилей) (Рис.17). В указанный район полк прибыл в 20-00 часов, где получил задачу на поддержку 225-й стрелковой дивизии. 18.01.1944г. полк не имел потерь в матчасти и личном составе.



    В ночь с 18 на 19 января 1944 года полк начал переправу по льду через дельту реки Мста и озеро Ильмень. При переправе утонули: 2 автомашины, 2 миномета, 2 рации, 4 телефонных аппарата, 10 километров телефонного кабеля.

   19 января 1944 года в полку значатся погибшими всего 2 человека:

- Старший лейтенант КУЗЬМЕНКО Василий Федорович, парторг 2-го дивизиона 506 МинПолка, член ВКП(б), 1906 года рождения, в РККА с 1941г., призван Ворошиловским РВК г.Сталинграда, не награждался, жена - Кузьменко Александра Степановна, адрес местожительства: г.Сталинград, Ворошиловский район, Мельстрой, ул.Козловская, д.105.

- Ефрейтор ЗАВЬЯЛОВА Екатерина Михайловна, телефонистка 506 МинПолка, кандидат в члены ВКП(б), 1922 года рождения, в РККА с 1941г., призвана Тихвинским РВК Ленинградской области, не награждалась, отец - Завьялов Михаил Петрович, адрес местожительства: Ленинградская область, Тихвинский район, Сенковский сельсовет, дер.Борьково.

19.01.1944 года получил ранение (или травму) красноармеец ГРЕКОВ Михаил Степанович, телефонист, 1914 года рождения, который умер в госпитале 21.01.1944г.

Других потерь личного состава полка 19.01.1944 года не было, в том числе и среди водительского состава.

18   19 января 1944 года в 07-00 часов полк занял огневые позиции по приказу командира 225-й стрелковой дивизии в районе Лисья гора: 1-й дивизион в квадрате 7994, 2-й дивизион в квадрате 7895. Вели огонь по отражению контратаки противника из района дер.Воробейка (Рис.18). В результате огня подбито 2 пулемета, подавлена батарея 81-мм минометов, рассеяно и частично уничтожено до 40 солдат и офицеров противника.

   20 января 1944 года полк поддерживал подразделения 299-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии - вторым дивизионом и подразделения 1347-го стрелкового полка 225-й стрелковой дивизии - первым дивизионом. Велся огонь по отражению контратак противника из района дер.Воробейка и отметки 25.3 (квадрат 7891). Противник под прикрытием артиллерийско-минометного огня трижды контратаковал подразделения 225-й дивизии в районе дер.Храмзино, которая в течение дня переходила из рук в руки.

   В 08-00 противник, совершив перегруппировку и произведя 15-минутный огневой налет из всех систем, перешел в контратаку группой до 150 чел., но своевременно открытый минометный огонь во взаимодействии с тяжелым пехотным оружием, отбил атаку противника с тяжелыми потерями для него. Батареи вели наблюдаемый огонь по контратакующему противнику, в результате огня убито до 40 солдат и офицеров, и рассеяно до 200 солдат. Подавлен огонь 3-х станковых пулеметов. При ведении огня отличился командир 5-й батареи капитан Загитов, который находясь в боевых порядках пехоты прекрасно корректировал огонь и из личного оружия уничтожил 4-х солдат противника.

 Связь полевого наблюдательного пункта командира батареи с огневой позицией постоянно прерывалась. Красноармеец Коротыш под артиллерийско-минометным огнем противника в течение 4-х часов поддерживал связь, постоянно прерывающуюся от обстрелов. За это время телефонист произвел 56 сростков линии связи.

  В боях за дер.Храмзино противник под покровом ночи без артподготовки начал контратаку. Находясь в боевых порядках пехоты командир отделения разведки 5-й батареи старший сержант Мухин первым заметил движение противника и доложил об этом командиру батареи. Полк был приведен в боевую готовность, и внезапным сосредоточенным огнем контратака была отбита. Противник понес существенные потери и отошел на исходные позиции.

За 20.01.1944г. потери полка составили: убито 2 солдата, ранено 4.

- Богомолов Михаил Иванович, красноармеец, установщик миномета, 1902 г.р.
- Болотин Григорий Евсеевич, ефрейтор, телефонист, 1917 г.р.

Оба погибшие похоронены в 300 м от дер.Лисья гора, Новгородского района.

Обеспеченность полка на конец дня 20.01.1944г. Составляла:

- боеприпасами - остаток 431 шт. 120-мм мин.
- продовольствием - на 4 дня.
- ГСМ - нет. Посланный за горючим парторг полка в часть не вернулся.

  По докладу командира 506 минометного полка представляется большая трудность переброски матчасти и боеприпасов через оз.Ильмень, так как дороги по льду в связи с оттепелью и большим движением по проложенным трассам имеют большие трещины, что представляет трудности и опасности при движении.

   В 18-30 часов 20.01.1944г. полк получил от командира 225-й стрелковой дивизии боевое распоряжение №17 о свертывании боевых порядков и вхождении в подчинение начальника артиллерии 7-го стрелкового корпуса.

  21 января 1944 года в 08-00 часов полк свернул боевые порядки. В ожидании автотранспорта, с личным составом проведены беседы о боевых делах, о задачах марша и разбор проведенного марша 18.01.44г.

   В результате обстрела убит 1 красноармеец и ранен 1 - из 2-го дивизиона.
Погибший - Киселев Дмитрий Андреевич, красноармеец, разведчик, 1913 г.р., похоронен 200 метров западнее дер.Горные Морины, Новгородского района.

19   В 09-30 часов, погрузив матчасть и боеприпасы, дивизионы вытянулись к оз.Ильмень и следовали по маршруту: Горные Морины - Береговые Морины - оз.Ильмень - р.Мста - Холынья - Бронницы - Божонка - Новоселицы - Плашкино. Личный состав шел по указанному маршруту пешим ходом.

  Потери: при следовании через р.Мста провалилась под лед 1 автомашина ГАЗ-АА из 1-го дивизиона с продуктами питания и имуществом. Других потерь личного состава и матчасти не было.

 В Плашкино, ввиду отсутствия горюче-смазочного материала, движение полка пришлось приостановить. Была послана одна автомашина за горючим.

22 января 1944 года в 11-10 часов помощник командира полка по технической части капитан Юхименко привез 300 кг горючего, так как больше на складе ОСГ не было. Заправив автомашины, в 12-00 часов полк из Плашкино снова продолжил движение по своему маршруту в распоряжение командующего артиллерией 7-го стрелкового корпуса (Рис.19).

    Командование высоко оценило вклад 506-го отдельного армейского минометного полка в дело освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. В числе других частей и соединений Волховского фронта полк получил почетное наименование - «Новгородский». (ЦАМО, ф. 204, оп. 89, д. 2249, л. 12, 17, 19, 22-25)


5. ВЫВОДЫ И ЭКСПЕРТИЗЫ

  Во время двух переправ (туда и обратно) с 18 по 21 января 1944 года, 506 минометный полк потерял утонувшими 3 грузовых автомобиля. Среди водителей за этот период потерь не было. Места затопления машин из документов установить не удалось. Поэтому пришлось применять логическое исследование.

  Грузовой автомобиль ГАЗ-АА из 1-го дивизиона, затонувший на обратном пути, отпадал сразу, так как вез в кузове не минометные мины, а продукты питания и другое имущество. При нем не было миномета, а в кабине не могло быть останков, так как потерь личного состава в полку при обратной переправе не было.

   2 грузовых автомобиля, затонувших в ночь с 18 на 19 января 1944г., вместе перевозили имущество: 2 миномета, 2 рации, 4 телефонных аппарата, 10 километров телефонного кабеля.

  Грузовой автомобиль, найденный 16.06.2013 года подводными археологами Новгородской областной федерации подводной деятельности, имел в составе груза 1 миномет и ящики с минометными выстрелами (мины). Следовательно, еще 1 миномет и оборудование связи (рации, телефоны, кабель) перевозились в кузове другого затонувшего автомобиля, который найден не был.

 В кабине найденного грузовика обнаружен металлический ящик с документами партийной организации 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка, с подписями парторга старшего лейтенанта Кузьменко Василия Федоровича. После изучения документов и обстоятельств переправы, нами был сделан предварительный вывод о том, что погибшим при затоплении поднятого автомобиля мог быть старший лейтенант Кузьменко В.Ф., следовательно человеческие останки принадлежат именно ему.

 Телефонисты Завьялова Е.М. и Греков М.С., скорее всего, ехали в другом автомобиле, перевозившем подведомственное им оборудование связи: рации, телефонные аппараты и телефонные кабеля. Этот другой автомобиль тоже затонул, при чем погибла (утонула) телефонистка ефрейтор Завьялова Е.М. и получил смертельную травму телефонист красноармеец Греков М.С.

  Останки человека были переданы для дальнейшего исследования и подготовке к захоронению в Новгородскую поисковую экспедицию «Долина». В течение нескольких месяцев они вели консультации с разными специалистами, и в конце концов, заявили, что провели экспертизу и установили: останки принадлежат молодой женщине.

   С 18 на 19 января 1944 года в 506 минометном полку значатся только двое погибших:
- ст.лейтенант Кузьменко В.Ф., мужчина 38 лет;
- ефрейтор Завьялова Е.М., женщина 22 лет.
В результате, пришлось признать, что останки в кабине найденного грузовика принадлежат телефонистке ефрейтору Завьяловой Е.М.

А где же старший лейтенант Кузьменко В.Ф.?

  Вариант, что Кузьменко бросил свой ящик с секретными документами под сиденье, а сам поехал на другой машине (с оборудованием связи), и на ней утонул, кажется нереальным. Обстановка при переезде полка была не боевая, а тыловая. А бросить свои секретные документы во время Великой Отечественной войны, означало, как минимум, трибунал и штрафбат.

  С учетом новых обстоятельств, попытаемся представить себе события той переправы. Долгая январская ночь, сравнительно тепло — около 0 градусов, вокруг значительный снеговой покров. Длинная вереница машин 506-го минометного полка, с маскировочными огнями (чтобы не было видно с воздуха), медленно едет по расчищенному мокрому льду реки Мста, толщина которого не превышает 20-22 см, да и тот весь в трещинах. Время от времени, из сумрака возникают полыньи, отмеченные саперами и вспомогательные мостики. Колонна заворачивает из реки Мста налево на реку Копка и через 500 метров происходит трагедия: одна из машин проваливается в полынью.

  Как она провалилась, можно только гадать. Там, глубокая 8-метровая яма перед мелким перекатом создает турбуленцию водного потока, и лед в этом месте всегда должен быть меньшей толщины, чем вокруг. А может быть, полынья возникла из-за обстрела артиллерии или авиации противника. Саперы в своих отчетах отмечали случаи провалов машин из-за недисциплинированности и невнимательности водителей, отклонявшихся от рекомендованных трасс. А реконструкторы, изучив поднятый автомобиль, предложили свою версию его затопления по технической причине: в рулевом механизме отсутствовал подшипник ролика вала сошки руля, а ось ролика была просто прихвачена сваркой. В результате люфт на рулевом колесе достигал 180 градусов, что могло способствовать съезду машины с трассы.

  В любом случае, грузовик провалился под лед. В кузове сидели минометчики из 5-й батареи 2-го дивизиона, которые оставив личное оружие (винтовки и пистолет-пулеметы ППШ), попрыгали на лед. Возможно, кто-то из них искупался в полынье, но погибших и раненых среди них не было. В кабине, судя по всему, было тесновато, ехали трое: слева - водитель, в центре - телефонистка Завьялова, справа - парторг Кузьменко. В момент проваливания машины, водитель быстро среагировал и выпрыгнул из нее. Автомобиль упал на дно на 4 колеса на 8-метровую глубину. Телефонистка Завьялова не смогла выбраться из кабины, слева ей мешали рулевое колесо и рычаги, справа - парторг, она захлебнулась и утонула. Ее останки были обнаружены в кабине. Кузьменко удалось выбраться из кабины упавшего на дно грузовика, и всплыть на поверхность, но при всплытии течением реки его отнесло от полыньи дальше под лед, где он также захлебнулся и утонул, поэтому его останки не были обнаружены в кабине автомобиля. Вероятно, его тело унесло течением в озеро Ильмень, где оно и разложилось в теплое время года.


6. ПОИСК РОДСТВЕННИКОВ

   Дальше надо было искать родственников погибших. У работников поисковой экспедиции «Долина» в этом опыта, конечно, больше, но и других дел хватает. Поэтому аквалангисты НОФПД решили действовать параллельно сами.

  Сначала взялись за родственников Завьяловой. Ее отец жил в деревне на неоккупированной территории СССР по адресу: Ленинградская область, Тихвинский район, Сенковский сельсовет, дер.Борьково. А крестьянские семьи в то время имели много детей: надо искать родственников.

  По первому поиску мы не обнаружили в Тихвинском районе ни сельсовета, ни деревни с такими названиями. Тогда начали изучать более углубленно историю населенных пунктов не только Тихвинского, но и соседних районов Ленинградской области. Оказалось, что штабные писаря, составляя документ о потерях допустили ошибку в названии сельсовета, а название деревни вообще переврали:

- не Сенковский, а Сенновский сельсовет действительно существовал в Тихвинском районе, но после войны, в связи с изменением административных границ, перешел из состава Тихвинского района в Бокситогорский район. А затем Сенновский сельсовет в 1960 году был упразднен, и его территория вошла в состав Борского сельсовета, а в настоящее время находится в составе Бокситогорского городского поселения.

- деревня же называлась не Борьково, а Батьково (ныне практически нежилая).

  Мы обратились на интернет-сайты города Бокситогорска, описав ситуацию с подъемом грузовика и останков ефрейтора Завьяловой, и попросили откликнуться ее родственников.

  На наше обращение откликнулась Светлана Завьялова (жена племянника погибшей Сергея Завьялова). С помощью нее вышли на всех ближайших родственников погибшей. Оказалось, что Екатерина Завьялова была самым старшим ребенком в семье. После войны умерли не только родители погибшей, но и все 3 ее брата. Сейчас живут и здравствуют ее 3 сводные сестры, а также несколько племянников и племянниц, и их потомков.

  Наибольшую помощь в предоставлении информации и фотографий о семье погибшей оказала ее племянница Сайфутдинова Елена (проживающая во Пскове). К сожалению, фотографий самой Екатерины Завьяловой в семье не сохранилось.

 Копии всех материалов семьи и контактные данные родственников мы передали в поисковую экспедицию «Долина» для организации их приглашения на захоронение.

 Аналогичные поиски родственников ст.лейтенанта Кузьменко результатов не дали. Жена Кузьменко до войны проживала в Сталинграде. С учетом ожесточенной битвы за этот город, большое количество населения погибло, многие эвакуировались, город был практически весь разрушен. Поэтому в Волгограде на наши обращения никто не откликнулся. Местные поисковики тоже пытались помочь, но безрезультатно. У поисковой экспедиции «Долина», которая вела поиски параллельно, тоже ничего не получилось.


7. РЕСТАВРАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

  Реставрацию автомобиля сначала проводили специалисты Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, с участием членов Военно-исторического направления «3-й взвод» Новгородской областной общественной организации «Клуб исторической реконструкции «Змей Горыныч». Они занимались разборкой объекта, очисткой его деталей, и реконструкцией деревянных частей. Тогда же, с чьей-то легкой руки, автомобиль получил название - «Новгородская полуторка».

20  В октябре 2014 года грузовик был перевезен на территорию 261-го авторемонтного завода, где его работники занялись дальнейшим восстановлением машины. Сначала работали над ходовой и силовой частью, которые неплохо сохранились. Пытались найти информацию для воссоздания «жестянки», она была утрачена почти полностью. Начальник конструкторского бюро В.Малышев ездил в Нижний Новгород, но только в государственном архиве в г.Самара удалось обнаружить подробные чертежи легендарной «полуторки» и купить их копии.

  Реконструкция ходовой и силовой части велась разными группами параллельно. Общий принцип - максимальное использование "родных" частей. В случае их полного отсутствия детали изыскивались и закупались по всей стране.

  Жестянщики А.Мурмана делали копию кабины с точностью «до милиметра». Зимой вместе с поисковиками из экспедиции «Долина» выходили в леса и на местах разушенных автомобилей-полуторок находили некоторые недостающие фрагменты. Резиновые покрышки поднятого автомобиля, несмотря на видимую целостность, использовать было невозможно из-за их ветхости. Поэтому пришлось приобрести у коллекционеров исправные покрышки, а также некоторые другие отсутствующие детали. Кузов был изготовлен в мастерских новгородского музея-заповедника.

  В феврале 2015 года началась сборка частей автомобиля (Рис.20). С марта до конца апреля коллективу из 7-ми реставраторов, работая по 12-14 часов в сутки удалось восстановить автомобиль ГАЗ-ММ в ходовом состоянии к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

 29 апреля в южной части Кремля открылась выставка, посвященная 70-летию Победы, на которой был представлен восстановленный автомобиль, миномет из его кузова и ряд других крупных объектов, предоставленных новгородскими поисковиками. Реконструкторы постарались воссоздать внешний облик участников тех событий военных лет (Рис.21): старшего лейтенанта артиллерии «Кузьменко», ефрейтора связи «Завьяловой» и безымянного водителя автомобиля, правда, в летнем обмундировании, по сезону времени выставки.

21

22    8. ЗАХОРОНЕНИЕ

   25 апреля 2015 года по решению Комиссии по увековечению Великого Новгорода в торжественной обстановке были захоронены останки телефонистки 506-го отдельного армейского минометного полка ефрейтора Завьяловой Екатерины Михайловны и неизвестного солдата, погибшего в деревне Григорово (Рис.22).

   Вопрос с увековечением парторга старшего лейтенанта Кузьменко В.Ф. соответствующими инстанциями был закрыт. Как говорится в «убойных» отделах полиции (милиции): нет тела, нет дела! И какой-то горький осадок от этого остался, вроде как, чего-то недоделали, хотя и сделать больше ничего нельзя: останки Кузьменко в дельте реки Мста или озере Ильмень уже не найти.

А боевые товарищи его не забыли! Уже сменился командир полка: вместо раненого подполковника Конькова С.Ф., прибыл из другой части орденоносный майор Шанин М.В. Сам полк перевели в 23-ю Армию Ленинградского фронта и он доблестно сражался под Выборгом с финнами.

23   Что такое, маленький 4-дневный эпизод на плацдарме (вместе с путем туда и назад), со случайными потерями 6 человек, 3 машин и 2 минометов на фоне нескольких лет тяжелой войны, в которой участвовал этот полк. Да, за действия в эти дни никто из состава полка не был даже представлен к наградам. Никто, кроме одного.

 12 мая 1944 года приказом командующего 23-й Армией генерал-лейтенанта Черепанова А.И., парторг 2-го дивизиона 506-го минометного полка ст.лейтенант Кузьменко В.Ф. от имени Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Отечественной войны II степени (посмертно) (Рис.23). Это его единственная награда за всю войну, хотя он служил в РККА с 1941 года. Кузьменко был награжден почти через 4 месяца после гибели, уже в другой армии, и на другом фронте, когда о нем давно должны были позабыть в пылу дальнейшей войны. Но не забыли! Мы обратили внимание на одну фразу в представлении к награждению: «Во время наступательных боев тов.Кузьменко все время находился в первых рядах наступающих войск.» Как знать, может быть это намек на то, что Кузьменко ехал на первой машине при переправе ночью по тонкому льду дельты реки Мста.


9. ДОПОЛНЕНИЕ

  Новгородская областная федерация подводной деятельности в 2013 - 2015 годах проверила с помощью гидролокатора бокового обзора дно водоемов по всем возможным вариантам путей движения войск Южной оперативной группы 59-й Армии через озеро Ильмень и дельту реки Мста (с притоками). Кроме грузового автомобиля ГАЗ-ММ, были найдены объекты, не имеющие отношения к этой программе: затонувшее судно и два легковых автомобиля ВАЗ. Других интересных объектов не обнаружено, ввиду чего поисковая программа «Южная группа» была завершена.

  Танк Т-70, упомянутый в отчете командира 12-й инженерно-саперной бригады, найден не был. Наиболее вероятно, что он попал на мелкое место, каких на реках Мста и Копка множество, и был поднят после завершения операции по освобождению Новгорода или уже после войны.

  Пытаясь понять, куда подевались еще 2 затонувшие автомашины 506-го минометного полка, мы изучили множество документов других частей и соединений Южной группы войск. В результате, стало ясно, что во время этой боевой операции при интенсивном движении автотранспорта (перевозка пополнения, боеприпасов и раненых) в озере Ильмень и дельте реки Мста затонуло около 30 транспортных средств!

24 Но, и почти столько же было поднято! Группа старшины Попова Н.А. из 66-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (3 человека) за период непрерывной работы с 15 по 28 января 1944 года, не имея возможности обогреться из-за отсутствия вокруг жилья, работая круглыми сутками на льду и в воде, подняла из воды, с глубин до 5 метров, 20 автомобилей и 1 орудие (Рис.24).

  Кроме того, подъемом своих затонувших машин занимались бойцы 52-го отдельного автомобильного полка фронтового подчинения, 780-го отдельного армейского автотранспортного батальона, 34-го отдельного (транспортного) аэросанного батальона, а также водители дивизионных авторот.

  «Полуторка», затонувшая в 500 метрах от истока реки Копка, находилась в яме на 8-метровой глубине, что для бойцов группы старшины Попова, не имевшей в своем составе водолазов, оказалось слишком глубоко.


10. ИТОГИ РАБОТЫ

   Таким образом, танк Т-70М, поднятый в октябре 1964 года, и установленный к 20-летию Победы, и грузовой автомобиль ГАЗ-ММ, поднятый в августе 2014 года и восстановленный к 70-летию Победы являются единственными крупными сохранившимися объектами не только Южной группы 59-й Армии, но и всех войск Волховского фронта, участвовавших в Новгородско-Лужской наступательной операции, что только повышает ценность этих объектов для истории.
   Совместные усилия поисковиков, дайверов, саперов, водолазов, спасателей, мостостроителей, реставраторов, механиков, а также других должностных лиц и специалистов, внесших свой вклад в общее дело, привели к замечательному итогу: действующему экспонату «Новгородская полуторка», который можно теперь увидеть в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике.
  Эта статья не претендует на полноту информации о всех этапах этой многогранной работы, скорее, это впечатления участника некоторых ее этапов.


Автор:
Иванов Алексей Михайлович -
зам.председателя Новгородской областной федерации подводной деятельности,
руководитель поисковой программы «Южная группа».



ПРИЛОЖЕНИЕ:
Справка о 506-м минометном полку.

506 минометный полк,
переименован из 10-го минометного полка 52 Армии.
В действующей армии с 30.12.1942г. по 04.11.1944г. и с 06.03.1945г. по 09.05.1945г.

В ряде документов именовался как:
- 506 минометный полк РГК (резерва Главного Командования)
- 506 армейский минометный полк
- 506 отдельный минометный полк
- 506 отдельный армейский минометный полк
Сокращенно именовался: мин.полк, мп, амп, омп, оамп.

   В зимнюю кампанию 1941г. в составе артиллерии РГК появились первые минометные полки. До войны вообще таких полков не существовало.
   Имевшиеся в составе артиллерии РГК 11 минометных батальонов (по 48 - 120-мм минометов), теперь решили переформировать в полки. Первые два минометных полка РГК были сформированы в декабре 1941г. для Северо-Западного фронта. В последующие месяцы зимней кампании, по мере того как производство минометов увеличивалось, формирование таких полков продолжалось, причем по различным штатам.
   Полки, сформированные по штату № 08/86, имели по 2 дивизиона (по 4 батареи в каждом дивизионе), причем один дивизион был вооружен 82-мм, а другой – 120-мм минометами (по 16 штук).
   В марте 1942 г. в предвидении более широкого формирования минометных полков РГК был разработан новый штат (№ 08/106), по которому в минометном полку полагалось иметь три трехбатарейных дивизиона 120-мм или 107-мм минометов. Всего 36 минометов.

  506 минометный полк был сформирован в 1942 году, как моторизованный (т. е. на автомобильной, а не на конной тяге) по штату:
- 3 минометных дивизиона:
  - по 3 минометных батареи в каждом дивизионе:
     - по 2 огневых взвода в каждой батарее:
        - по 2 - 120-мм миномета в каждом огневом взводе.
Всего: 848 чел., 36 - 120-мм минометов, 135 автомобилей.

  В середине 1943 года моторизованные минполки подверглись сокращению: дивизионов осталось два, количество батарей сократилось с 9 до 6, но увеличили количество минометов в каждой батарее с 4 до 6. Таким образом, количество минометов осталось прежним - 36, но личный состав сократился до 597 чел., существенно уменьшилось количество командного состава.

КОМАНДОВАНИЕ ПОЛКА.

konkov600   Командир 506 минометного полка (с декабря 1942г. до конца января 1944г.) — майор, а с января 1944 года — подполковник КОНЬКОВ Семен Федорович (на фото слева), 1909 г.р., русский, чл.ВКП(б) с 1937г., в РККА с 1931г., призван Задонским РВК Воронежской обл., в Отечественной войне с 22.06.1941г., наград не имел (на 29.01.1944г.).
  Тяжело ранен в левую руку выше локтя осколком снаряда 15.01.1944г., но остался в строю. И лишь после выхода полка из боя, предположительно 22-27 января 1944г., по требованию вышестоящих начальников, он был эвакуирован в госпиталь.
  Приказом командующего артиллерией Волховского фронта генерал-лейтенанта Дегтярева Г.Е. № 013-н от 05.02.1944г., командир 506-го минометного полка подполковник Коньков С.Ф. от имени Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красного Знамени.
  После длительного лечения - на преподавательской работе в различных военно-учебных заведениях. В 1953 году уволен в запас Советской Армии.



   Командир 506 минометного полка (с февраля 1944г.) — майор ШАНИН Михаил Васильевич, 1914 г.р., русский, чл.ВКП(б) с 1942г., в РККА с 1936г., призван Краснопресненским РВК г.Москвы, участвовал в войне с белофиннами 1939-1940гг, в Отечественной войне с 22.06.1941г., награды: медаль «За отвагу» 1940г., орден «Красное Знамя» 1941г. (на 17.06.1944г.).

Зам.командира полка по политчасти майор Доронкин Семен Федорович
Начальник штаба полка майор Виноградов Михаил Иванович
Пом.командира полка по технической части капитан Юхименко Павел Александрович

1-Й ДИВИЗИОН.
Командир 1-го дивизиона капитан Чернухин Алексей Николаевич
Зам.командира 1-го дивизиона по политчасти ст.лейтенант Кутуков Григорий Григорьевич

2-Й ДИВИЗИОН.
Командир 2-го дивизиона капитан Корлуков Николай Титович
Зам.командира 2-го дивизиона по политчасти ст.лейтенант Клюковкин Александр Григорьевич


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

- Акт от 09.10.1943г. О передаче партийных дел первичной парторганизации 2-го дивизиона 506-го армейского минометного полка. (фонды ФГБУК НГОМЗ)
- Доклады о боевой деятельности 506-го минометного полка (фонды ЦАМО РФ).
- Звезда, 21.01.1966г., В.Иванов, Танк на пьедестале.
- Журнал боевых действий 506-го минометного полка (фонды ЦАМО РФ).
- Именные списки безвозвратных потерь личного состава 506-го минометного полка (фонды ЦАМО РФ - сайт ОБД Мемориал).
- Коровников И.Т., Новгородско-Лужская операция, М., Воениздат, 1960.
- Минометные части, Боевые действия Красной Армии в ВОВ, на сайте: http://bdsa.ru/
- Минометы в Великой Отечественной войне, на сайте:
http://www.telenir.net/istorija/artillerija_v_velikoi_otechestvennoi_voine/p7.php
- Наградные листы личного состава 506-го минометного полка, 66 ремонтно-восстановительного батальона, 52 автомобильного полка, 780 автотранспортного батальона, 34 аэросанного батальона. (фонды ЦАМО РФ - сайт Подвиг народа).
- Новгородская правда, 11.09.1983г., В.Сергеев, Реликвия грозных лет.
- Новгородская правда, 21.01.1990г., А.Иванов, Тайну хранит озеро.
- Отчет о водолазном осмотре от 16.06.2013г., а также другие сведения, фотографии, схемы и материалы Новгородской областной федерации подводной деятельности (НОФПД).
- Отчеты 12-й инженерно-саперной бригады (фонды ЦАМО РФ).
- Приказы по 506-му минометному полку (фонды ЦАМО РФ).
- Фотографии и материалы из группы «Новгородская полуторка», на сайте «В Контакте», ссылка: https://vk.com/novpolutorka