2013-2014гг. - Поиск и подъем бомбардировщика  Пе-2 в озере Вельё.

00pe2
                                                                              ПОИСКИ  САМОЛЕТА

01karta   В декабре 2012 года к нам в Новгородскую областную федерацию подводной деятельности Конфедерации подводной деятельности России (дайв-клуб «Аквилон») обратился за помощью Александр Петрович Морзунов - командир поискового отряда «Находка» из поисковой экспедиции «Долина». В озере Велье Демянского района Новгородской области находился затонувший самолет, а у сухопутных поисковиков не было сил и средств для решения этой задачи.
Этот самолет был найден еще летом 1991 года, после долгих поисков, группой  аквалангистов нашего клуба (руководитель группы Якунин Ю.А.). Однако, трудные постперестроечные времена не позволили тогда продолжить эту работу. За прошедшие годы участники экспедиции разъехались по разным городам,  а  некоторые даже ушли из жизни, и место нахождения самолета, фактически, было утрачено.
И вот 20 лет спустя, новгородские дайверы решили доделать работу своих предшественников.
Озеро Велье — самое значительное по размерам озеро после Ильменя в Новгородской области (рис.1). Площадь его 4497 га. На границе Демянского и Валдайского районов оно тянется с севера на юг на 16,7 км. Средняя глубина озера — 9 м, наибольшая — 32 м. Велье — проточное озеро, в него впадают 4 реки и 11 ручьев.  Вода буровато-зеленая. На глубинах свыше 7-10 м почти не прогревается, в придонных слоях отмечается нехватка кислорода. По мелководьям зарастает тростником. Две мели делят Велье на три плеса: северный — Никольский, средний — Троицкий, южный — Арханский. На западе из озера вытекает река Явонь.
По сведениям местных жителей самолет упал в озеро Велье в южной части Никольского плеса, где-то между деревней Пабережье и островом Жахин. Однако, противоречия в показаниях расширяли район поиска от полуострова Вишневка до острова Баранов, а это почти 1 км на 1,5 км (рис.2).
02rayonНаучный комитет НОФПД предложил использовать метод магнитометрической съемки для обнаружения места нахождения самолета. Предполагаемая глубина в точке самолета — от 12 до 14 метров.
С целью оптимизации (уменьшения) площади района поиска была применена разработанная Научным комитетом НОФПД схема разметки района поиска.
Первым делом были учтены свидетельства очевидцев.
Свидетельство 1-е. По словам бывшего руководителя поисковой группы Якунина Ю.А. место самолета следует искать от места его лагеря в 1991 году по направлению к острову Жахин. Точка лагеря Якунина указана Морзуновым А.П. Кроме того, Якунин указал, что аномалия на месте самолета небольшая, но протяженная.
Свидетельство 2-е. По словам Морзунова очевидец из местных жителей показал направление на место стоянки рабочего понтона экспедиции Якунина от точки № 527 «очевидец» к северо-востоку по направлению параллельному берегу.
Свидетельство 3-е. По словам Морзунова рыбаки дважды вылавливали ставной неподвижной сетью обломки самолета (гофрированный дюраллюминий). Точка № 526 «рыбаки» указана Морзуновым.
В предполагаемом районе поиска на противоположном от лагеря Якунина берегу имеются 3 основных ориентира:
- полуостров Вишневка
- остров Жахин
- остров Баранов
03raschetРасчет оптимизированного района поиска (рис.3) производился следующими методами. Точка лагеря Якунина, указанная Морзуновым, была расширена до размеров, сопоставимых с противоположным берегом острова Жахин, для соблюдения общей пропорциональности.
С целью ограничения района поиска, как противоречащие версии Якунина, были полностью  исключены две следующие зоны:
- от пеленга: Лагерь Якунина (северная граница) – полуостров Вишневка и вся акватория озера Вельё севернее этого пеленга.
- от пеленга: Лагерь Якунина (южная граница) – остров Баранов и вся акватория озера Вельё южнее этого пеленга.
Смежная акватория между пеленгом: Лагерь Якунина (северная граница) – полуостров Вишневка и пеленгом: Лагерь Якунина (северная граница) – северная оконечность острова Жахин, была разделена на 3 равных сектора. Из которых один (северный) был исключен из района поиска, как относящийся скорее к ориентиру полуостров Вишневка, а не к острову Жахин. Два других сектора (средний и южный) были включены в состав поискового района.
Смежная акватория между пеленгом: Лагерь Якунина (южная граница) – остров Баранов и пеленгом: Лагерь Якунина (южная граница) – южная оконечность острова Жахин, была разделена на 3 равных сектора. Из которых один (южный) был исключен из района поиска, как относящийся скорее к ориентиру остров Баранов, а не к острову Жахин. Два других сектора (северный и средний) были включены в состав поискового района.
В состав поискового района была включена акватория между пеленгом: Лагерь Якунина (северная граница) – северная оконечность острова Жахин и пеленгом: Лагерь Якунина (южная граница) – южная оконечность острова Жахин.
Дополнительные корректировки района.
Из района поиска были исключены следующие участки созданного района:
- прибрежный участок акватории до 250 метров от берега, примыкающий к Лагерю Якунина. Нахождение самолета на этом участке, с учетом общего расстояния от Лагеря Якунина до острова Жахин – 1200 метров (округленно), квалифицировалось бы наблюдателями как «у берега».
- участок акватории до 250 метров от острова Жахин. Нахождение самолета на этом участке, с учетом общего расстояния от Лагеря Якунина до острова Жахин – 1200 метров (округленно), квалифицировалось бы наблюдателями как «у острова Жахин».
По просьбе заказчика (Морзунов А.П.) в поисковом районе были слеланы изменения:
- прибрежная граница района у лагеря Якунина была скорректирована в сторону берега для включения в район точек магнитных аномалий, обнаруженных в 2013 году предыдущей группой поисковиков, с целью их перепроверки.
             
Проверка верности построения поискового района была произведена путем построения треугольника ошибок (погрешностей) на основании сведений трех очевидцев. Классический способ по трем точкам, в данном случае, прямо применить было невозможно, так как предполагаемая точка объекта имелась только от рыбаков. Двое других очевидцев указали не предпогалаемую точку объекта, а лишь направление от точки наблюдения на объект.
Поэтому был применен более сложный расчет, естественно, с большей степенью погрешности.
На схему наносится пеленг: Лагерь Якунина (центр) – остров Жахина (центр). На схему наносится вектор от точки 527 («очевидец») на северо-восток, параллельный береговой линии в районе Лагеря Якунина. Первая точка треугольника ошибок (Лагерь Якунина — точка 527) устанавливается на место пересечения вышеуказанных пеленга и вектора, как наиболее «идеальное» совпадение двух почти перпендикулярных друг другу направлений, указанных очевидцами.
Вторая точка треугольника ошибок (Лагерь Якунина — точка 526) устанавливается на место пересечения пеленга: Лагерь Якунина (центр) – остров Жахина (центр) и перпендикуляра (90 град.) от него на точку 526 («рыбаков»), т.е. ближайшего расстояния от пеленга (Якунина) до точки («рыбаков»).
Третья точка треугольника ошибок (точка 527 — точка 526) устанавливается на место пересечения вектора от точки 527 («очевидец») на северо-восток, параллельного береговой линии в районе Лагеря Якунина, и перпендикуляра (90 град.) от него на точку 526 (рыбаков), т.е. ближайшего расстояния от вектора (направления очевидца) до точки (рыбаков).
По трем перечисленным точкам был построен треугольник ошибок. Треугольник ошибок решается определением центра масс треугольника и построением вокруг точки центра треугольника ошибок круговых зон поиска. Центр треугольника определяется построением трех медиан с пересечением их в одной точке.
Вокруг точки центра треугольника ошибок построены круговые зоны (рис.3):
- красная зона диаметром 200 метров – зона нахождения самолета в случае, если очевидцы изложили свои сведения с высокой степенью точности (что маловероятно).
- светло-зеленая зона диаметром 400 метров – зона нахождения самолета в случае, если очевидцы изложили свои сведения со средней степенью точности (что вероятно).
- голубая зона диаметром 600 метров – зона нахождения самолета в случае, если очевидцы изложили свои сведения со низкой степенью точности (что весьма вероятно).
Нахождение самолета за внешними пределами голубой зоны (низкой степени точности) не представляется допустимым, так как превышает максимальный размер погрешности, установленный для данного поиска (1/2 расстояния от Лагеря Якунина до острова Жахин).
По схеме установлено, что все перечисленные зоны не выходят за границы ранее определенного поискового района, что подтверждает правильность выбранного района.
Однако, указанный метод проверки в своем решении учитывал предпочтение точки пересечения двух направлений, указанных очевидцами, перед точкой 526 («рыбаков»), так как в треугольник ошибок включена не сама точка очевидцев, а ее производные: перпендикуляры к векторам (направлениям) двух других очевидцев, что вывело саму точку 526 за пределы треугольника ошибок. Для перепроверки правильности результата был применен альтернативный способ (подробности в настоящем тексте не приводятся).
По схеме установлено, что все перечисленные зоны не выходят за границы ранее определенного поискового района, что подтверждает правильность выбранного района. А совмещение обоих вариантов проверки на схеме показывает их незначительное отличие (43 метра) с учетом общего размера района поиска.
04rayonОкончательный оптимизированный поисковый район представлял собой неправильный многоугольник общей площадью – 528700 кв.метров (рис.4). Район был сопоставим по площади с квадратом 727 х 727 метров. С целью уменьшения района поиска была произведена дополнительная оптимизация района: сокращены восточный и южный углы поискового района, как наименее вероятные.
Общая длина всех 74 поисковых галсов оптимизированного района – 41 км.
Общая направленность галсов – по линии север-юг и наоборот, с целью соблюдения рабочей угловой зоны используемого магнитометра.
Ввиду предполагаемой глубины 12-14 метров и размерами Fе-магнитных частей объекта, допустимая ширина между поисковыми галсами 10 метров. Однако, руководитель поиска посчитал необходимым в данном случае уменьшить расстояние между галсами до 8 метров для того, чтобы аномалии, создаваемые объектом, отразились на большем количестве галсов, для наглядности и большей уверенности в том, что найденный объект является искомым самолетом.
Используемый магнитометр «Минимаг» позволял производить магнитную съемку 1 раз в 2 секунды. Для того, чтобы получить картину съемки типа квадратно-гнездовой, длина шага 1 съемки не должна превышать ширины 1 галса (8 метров). Для данного района была рекомендована скорость буксира – 10-12 км/час. Рекомендуемое удаление магнитометра от буксира (квадроцикла) для устранения помехи  – 15-20 метров. Съемка производится только в запись без визуального контроля. После окончания работы производится обработка полученной информации.
05magnitМагнитная съемка производилась 22 апреля 2013г. в течение 5 часов. Буксир – квадроцикл, предоставленный заказчиком (рис.5). Руководил работами председатель научного комитета НОФПД Иванов А.М. Магнитометр «Минимаг» был помещен в защитном ящике в пластиковой волокуше. Скорость записи магнитной съемки составляла - 1 в 2 секунды. Трек снимался на навигатор GPSMap60C со скоростью 1 в 2 секунды, который также находился в волокуше. Синхронизация записи приборов производилась по времени с точностью до одной секунды.
Длина буксирного конца составляла 25 метров. Движение буксира велось оператором-водителем по заранее проложенным маршрутам по курсовому навигатору GPSMap176C, который был закреплен на квадроцикле. Скорость съемки 10-12 км/час. Количество маршрутов – 74.

      В результате съемки была получена информация о 43 06trekiаномалиях, величиной от 3 до 48 нанотеслов (рис.6). Понимая характер объекта, особо внимание было уделено наличию небольших по магнитуде, но протяженных аномалий. Все указанные 43 аномалии были исследованы: каждая по отдельности на предмет наличия у них мелких аномалий-сателитов по ходу съемки и на смежных галсах. Большинство из этих аномалий были отсеяны в ходе обработки данных, как локальные, не имеющие подтверждения в точках соседних съемок. В том числе были отсеяны и все самые крупные по размеру аномалии, как несоответствующие объекту. Отсеянные аномалии могли принадлежать небольшим по размеру Fе-магнитным предметам, расположенным достаточно близко от датчика магнитометра: в снежном насте, во льду или непосредственно подо льдом, и могут представлять бытовой мусор, потерянные вещи, установленные подо льдом рыболовные принадлежности и прочее.




07anomaliya  В результате обработки данных была обнаружена лишь одна обширная зона смежных магнитных аномалий, которая могла соответствовать представлениям о магнитуде самолета на глубине 12-14 метров (рис.7). Эту зону (общим размером 48 на 35 метров) подтверждали 18 магнитных аномалий, снятые на 5-ти галсах. Величины этих аномалий были небольшие: плюсовые (от 2 до 11 нанотеслов), минусовые (от 2 до 3 нанотеслов) (рис.8).
Расчетные координаты плюсового центра зоны - 36V 501282 6397051 UTM.
Ввиду отсутствия альтернативных мест возможного нахождения самолета в обследованном районе Научный комитет НОФПД предложил только одну точку для центра района водолазного обследования.
Перед началом водолазного осмотра с помощью подводного магнитометра Sea Spy было произведена дополнительная детальная магнитная съемка, которая позволила лучше учесть конфигурацию и размеры объекта (рис.8).




                            
08IUcqluYMОБСЛЕДОВАНИЕ  САМОЛЕТА                             

    12-16 июня по программе "Аквилонфест" на озере Велье дайверами клуба под руководством председателя клуба Степанова А.В. было обследовано место магнитных аномалий, где были обнаружены части и детали советского бомбардировщика Пе-2. Машина сильно фрагментирована от удара при падении. Дата постройки самолета 02.10.1941. Подняты элементы от №№ 20, 6, 15, 5 (рис.9). Судя по находке костных останков экипаж (или часть его) погибли вместе с самолетом.
В ходе дальнейших подъемных работ силами НОФПД и поискового отряда «Находка» в течение 2013 года были подняты и другие части самолета, позволившие получить следующие сведения по номерам этого самолета:
- На хвосте красной краской написано 13/12, а рядом карандашом, те же цифры
- В другом месте хвоста написана фамилия: Осокин и дата 2.10.41
- На фрагменте крыла, шильдик с номером 119
- На фрагменте крыла, шильдик с номером 15-19
- На лючке номер краской 6/60
- На куске дюраля выцарапан номер 4/13
- На куске шасси красным карандашем написано 13
- Обломок дюралевого кольца с номером 482
- Насос системы охлаждения с номером РА 145-1174 (мотора)
- Кольцо редуктора с номером РА 145-1099 (второго мотора)
- Резиновое кольцо с выдавленной датой I I I 1942
- Ремень летчика с вырезанной буквой Г
      Но принадлежность самолета и состав экипажа не были пока установлены.

09schema10IhYv1CsM11MYLbS5f4


ВТОРОЙ  ЗИМНИЙ  СЕЗОН  (ПОДЪЕМ)

   Зима 2013/14 гг. выдалась неправильная. После первых заморозков, ноябрь, декабрь и половина января выдались дождливыми с плюсовым температурным фоном. С установлением надежного ледового покрова Александр Морзунов продолжил обследование обломков дистанционными средствами – «кошкой». После подъема фрагментов парашюта убедился, что в точке выбранной Алексеем Ивановым между двумя геомагнитными максимумами – кабина, где и должны располагаться останки экипажа.

12wY0bRdhA
    Дайверы клуба «Аквилон» в конце января поехали проверять эту гипотезу, когда после крещенских морозов лед достиг 30 см (рис.12).

13IMG 3909     Дно озера казалось не потревоженным. Ровная илистая поверхность дна, продолжала скрывать обломки самолета. На длину вытянутой руке в грунте прощупывались только мелкие предметы. Были подняты кислородный баллон, фрагменты обшивки, панелей управления и узлы агрегатов.
    Тогда Александр Морзунов применил «тяжелую артиллерию» - захват (рис.13), который при помощи закрепленной на гигантской пирамиде электролебедки, опускался на грунт. Обладая значительным весом (около 200 кг) и клешнями с малым поперечным сечением он проникал глубоко (около 1,5 м) в грунт и сжимаясь, доставал большой объем грунта. При первым же применении в клешнях захвата оказались парашютные стропы на D-кольцах.

















14DSC 0202
      Вновь проведенное водолазное обследование показало, что в илу осталась большая воронка, со дна которой была извлечена парашютная сумка с заполненным бланком в кармашке свидетельствующим о том, что парашют переукладывался 08.01., 09.02., 09.03.42. бойцом Ковтун (рис.14).

15DSC 0251
    Стало ясно, что захват в подобных обстоятельствах достаточно эффективен, что и подтвердили следующие подъемы (рис.15). На поверхность стали извлекаться останки члена экипажа с остатками обмундирования.
Первое, что прояснилось – звание погибшего. На петлицах четко просматривались три красных треугольника – старший сержант авиации. А из нагрудного кармана гимнастерки Игорь Ивлев аккуратно извлек красноармейскую книжку на имя старшего сержанта Черного Николая Александровича, 1916 г.р., уроженца г. Клинцы, Орловской (ныне Брянской) области.

16RieTDO10

ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БОЮ И ЭКИПАЖУ САМОЛЕТА

     Консультация Ильи Прокофьева, архивные документы, привели к определению погибшего и обстоятельств гибели самолета. В оперативной сводке 72-й ближне-бомбардировочного авиационного полка, поступившего в конце марта 1942 года в распоряжение 6-й ударной авиационной группы упомянута боевая потеря Пе-2 (номера самолета и моторов не указаны), которая произошла 9 мая 1942 года в районе озера Велье.  Командир самолета, пилот лейтенант Мишин и штурман звена ст. лейтенант Галушкин, остались живы, погиб только воздушный стрелок-радист старший сержант Черный.
Из наградных листов на лейтенанта Мишина Ивана Александровича, 1918 г.р. (в РККА с 1937г.) от 30.05.1942г. и на капитана Галушкина Павла Кузьмича, 1914 г.р. (в РККА с 1933г.) от 17.11.1943 г. складывается следующая картина:
09.05.1942 г экипаж Пе-2 выполнял боевое задание по разведке аэродромов в глубоком тылу противника. При выполнении задания самолет лейтенанта Мишина был атакован несколькими истребителями противника Ме-109, несмотря на превосходство противника, экипаж вступил в неравный бой. При первой атаке истребителей был убит воздушный стрелок-радист. Ст. лейтенант Галушкин продолжал в одиночку отбивать атаки истребителей. Самолет был подбит и подожжен. Пилот Мишин проявил мужество и отвагу, выходил из боя и вел горящий самолет на свою территорию и когда нельзя уже было находится в самолете, в районе деревни Пабережье, летчик Мишин и его штурман выбросились на парашютах. Задание по разведке было выполнено на отлично.
По данным люфтваффе Германии, 09.05.1942 г. на Восточном фронте был сбит только один Пе-2 в районе Демянска, в 40 км к зюйд-зюйд-весту от Валдая - это и есть озеро Велье. Сбил его майор Ханнес Траутлофт (Hannes Trautloft), командир истребительной эскадры JG-54.  Потерь в  JG-54 на  09.05.1942 г. не значится.


СУДЬБА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ПОСЛЕ БОЯ

     Пилот найденного самолета лейтенант Мишин Иван Александрович, погиб 02.07.1942 года при катастрофе самолета Пе-2, возвращаясь с боевого задания на подбитом зенитной артиллерией противника самолете, упал в 8 км западнее Кузнецово, похоронен на кладбище дер.Перхово Удомельского района Калининской области. Позднее перезахоронен в братской могиле Парка Победы гор.Удомля Тверской области.
Капитан Галушкин Павел Кузьмич, будучи уже штурманом авиаэскадрильи, был сбит истребителями противника на самолете Пе-2 06.12.1942 года при выполнении боевого задания. Командир приказал покинуть  машину.  Галушкину  пришлось  выброситься  через фонарь. Встречная волна воздуха бросила его на самолёт. Приземлился  недалеко  от  дороги в тылу противника. Была сломана  нога  в  бедре.  Четверо суток раненый полз на восток, но был взят в плен.
В  лагере  военнопленных  у  Галушкина  началась   гангрена.   Одну   ногу ампутировали, другая плохо  заживала.  К  счастью,  лагерь  вскоре  был  освобождён советскими войсками, и Галушкина отправили  в  госпиталь, где он перенес шесть  сложных операций. А потом  немало  труда  и  хлопот  потребовалось  для  того,  чтобы убедить врачей и командиров в том, что он и без ноги может летать на  боевых самолётах. Капитан Галушкин продолжил военную службу и конец войны встретил на должности штурмана эскадрильи 15-го отдельного запасного авиационного полка Войска Польского. После войны ветеран Галушкин проживал в городе Комсомольск-на-Амуре.


ЗАХОРОНЕНИЕ  ОСТАНКОВ  ПОГИБШЕГО  ВОЗДУШНОГО  СТРЕЛКА

17obelisk    Через несколько месяцев поисков удалось найти и родственников Николая Черного. Сразу после войны они приехали налаживать новую жизнь в поверженном Кёнигсберге.
По иронии судьбы, его внучатый племянник Дмитрий Черный сам является активистом одного из поисковых отрядов.  Родственники летчика пожелали, чтобы он был похоронен в Медведевке, в месте, где уже обрели свой покой более тысячи советских воинов.
В поселке Медведевка Калининградской области на Мемориальном кладбище во всеми воинскими почестями были перезахоронены останки старшего сержанта Николая Черного, погибшего 9 мая 1942 года, ровно за 3 года до Победы.





   Таким образом, тесное взаимодействие поискового отряда «Находка» (поисковой экспедиции «Долина») и подводного клуба «Аквилон» (НОФПД) мобилизовало  целый комплекс поисковых сил и средств, что привело к положительному результату в столь непростых условиях. Погибший в неравном бою, в возрасте 26 лет Николай Черный с почестями похоронен. Мы ознакомились в деталях с еще одним эпизодом Великой Отечественной войны. Дно озера очищено от техногенных предметов.


ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА!


Выражаем благодарность  ген. директору ЗАО «ИТЦ» (СПб) Е.П.Палю за предоставление подводно-поискового приборного комплекса.


АВТОРЫ:
А.В. Степанов, председатель НОФПД
А.М. Иванов, руководитель научного комитета НОФПД



ПРИЛОЖЕНИЕ.

СПРАВКА
о 72-м авиационном полку
                                                        
Наименования части в различное время:
-    72-й смешанный авиационный полк
-    72-й скоростной бомбардировочный авиационный полк
-    72-й бомбардировочный авиационный полк
-    72-й отдельный разведывательный авиационный полк

КОМАНДИРЫ   ПОЛКА :
 
ЗВАНИЕ  -  Ф.И.О.  -  ПЕРИОД          
  • Майор    Шанин Герман Аркадьевич  04.02.1939 - 13.02.1940   
  • Полковник Таюрский Андрей Иванович 20.02.1940 - 1940        
  • Подполковник  Скок Иван Потапович    07.1940 - 11.1942        
  • Ст. батальонный комиссар Таряник Григорий Аверьянович   11.1942 - 12.1942
  • Подполковник    Завражнов Иван Дмитриевич    12.1942 - 28.08.1943  -  Погиб
  • Подполковник    Гаврильченко А. Я.    1944        

Нахождение в действующей армии:
  • 30.11.39 - 13.03.40 (72 сап)
  • 22.06.41 - 07.03.42 (72 бап)
  • 01.04.42 - 20.11.42 (72 бап)
  • 20.11.42 - 20.11.43 (72 орап)
  • 15.03.44 - 07.09.44 (72 орап)
  • 16.12.44 - 09.05.45 (72 орап)
Сформирован как смешанный авиаполк на аэродроме Бессовец под Петрозаводском. Начало формирования - февраль 1939 г. Летные части включены в состав полка в сентябре 1939 г. По состоянию на 09.10.1939г. 1-я и 2-я аэ — самолеты И-15бис, 3-я и 4-я аэ — самолеты СБ. 10.10.39 1-я аэ выбыла из состава полка в связи с переброской в Кемь.
К началу советско-финляндской войны входил в состав ВВС 8 армии, имея 23 СБ и 15 И-15бис. 15.12.1939г. 2-я аэ исключена из состава полка.
11.01.1940г. из КОВО в состав полка прибыла эскадрилья И-153, 12.02.1940г. из ОКА-1 - личный состав трех аэ СБ. По состоянию на 22.02.1940 г. в полку было шесть аэ: 1-5 аэ на СБ, шестая на И-153. Последняя выбыла из состава полка 25.04.1940г. С этого времени полк стал бомбардировочным: 72 сбап.
За время боевых действий полк совершил 1308 боевых самолетовылетов, сбросив 650 тонн бомб, 965 тыс. листовок и 120 мест продуктов и медикаментов для окруженных частей 56 стрелкового корпуса.
Вероятно, летом 1940 г. вошел в состав 5 сад, затем переведен в состав 55 сад.
Перед началом войны полк базировался в Бессовце под Петрозаводском. К 22.06.41г. Полк имел на вооружении 45 самолетов СБ (в том числе 5 неисправных) [1] (по данным [2] 34 СБ), а также 4 Пе-2, еще не освоенных экипажами.
В 1941 году воевал на Карельском фронте. В январе-марте 1942г. перевооружен бомбардировщиками Пе-2.
С конца марта по июнь 1942 г. вел бои в составе 6 уаг на Северо-Западном фронте.
С середины июня 1942 г. входил в состав 241 бад.
20.11.1942г. переформирован в разведывательный авиаполк (72 орап). Входил в состав 6 ВА. На вооружении имел самолеты Пе-2. На конец 1942 г. в полку осталось 7 Пе-2, из них 4 исправных.
В течение 05 - 10.07.1944г. вел оперативную воздушную разведку на люблинском направлении. В середине ноября 1944 г. вошел в состав 16 ВА.

Источники информации по справке:
1. РККА. - http://www.rkka.ru/
2. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 65. СБ. Гордость советской авиации. Часть 2. / Редактор-составитель С.В.Иванов.
3. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.
4. Боевой состав ВВС. — http://www.ilpilot.narod.ru/
5. Полынин Ф.П. Боевые маршруты. — М.: Воениздат, 1972.
6. Александр Медведь. Советская разведывательная авиация в начальный период войны.
7. Перечень No.8 полевых управлений фронтов и армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав Действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-гол в 1939 году, при освобождении западной Белоруссии и западной Украины в 1939 году и за время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
8. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
9. http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/rap72.dat


ЛИТЕРАТУРА И  ИСТОЧНИКИ:

1. Атлас Новгородской области, Великий Новгород, Новгородское аэрогеодезическое предприятие, 2008, с.129
2. Истомина Э.Г., Яковлев З.М., Голубое диво, Л., Лениздат, 1989, с.97-98.
3. Наградной лист на лейтенанта Мишина Ивана Александровича от 30.05.1942г., сайт «Подвиг народа».
4. Наградной лист на капитана Галушкина Павла Кузьмича от 17.11.1943г., сайт «Подвиг народа».
5. Наградной лист на капитана Галушкина Павла Кузьмича от 14.06.1945г., сайт «Подвиг народа».
6. http://kaliningrad.rfn.ru/rnews.html?id=104497
7. http://www.istorya.ru/referat/7626/1.php