Отчет по выполнению работ по подъему со дна реки Нева затонувшего в годы Великой Отечественной войны танка.

По инициативе сотрудника Музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" Игоря Девятникова специалистами проекта "Тайны затонувших кораблей" Андреем Лукошковым и Дмитрием Агеевым в апреле 2007 года проведена гидроакустическая съемка дна реки Невы в районе "Невского пятачка" с целью уточнения ранее обнаруженных ими объектов.
Один из гидроакустических контактов был интерпретирован как легкий танк. Водолазная станция ЗАО "Искатель" в составе Айвара Степанова, Александра Капустина, Александра Стасенко и Виталия Полещука 22.04.07 г произвела обследование дна реки Невы в районе точки с координатами 59°51,215' СШ, 30°57,360' ВД и установила, что затонувший объект является советским легким танком БТ.
"Ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия" был наиболее популярной машиной периода 30-х годов, его называли "летающим танком", танкисты соревновались, кто дальше на нем пролетит над землей после прыжка со специально насыпанных трамплинов. Разработан на базе колёсно-гусеничого танка М.1931 американского конструктора У. Кристи. Танк мог передвигаться как на гусеничном ходу, так и на колёсном (при этом гусеницы снимались и танк двигался на опорных катках), развивая достаточно высокую скорость для бронированной техники. БТ-7 предназначался, в соответствии с теорией глубокой наступательной операции, для развития прорыва в глубину обороны противника и ведения быстрых наступательных операций без поддержки пехоты. Он хорошо себя зарекомендовал в боях на Халхин-Голе. Виктор Суворов писал про эту машину: "БТ - это танк-агрессор. По всем своим характеристикам БТ похож на небольшого, но исключительно мобильного конного воина из несметных орд Чингисхана".
Найденный на дне Невы танк, вероятно, принадлежит семейству БТ-7 первой серии 1935 года, со сварным корпусом как у БТ-5, цилиндрической башней типа Т-26 без поручневой антенны, но уже с двигателем М-17.

Габаритные характеристики машины БТ-7 обр. 1935 г.:

Масса  - 13 т
Длина  - 5645 мм
Ширина  - 2230 мм
Высота  - 2374 мм
Клиренс - 400 мм

Танк затонул на глубине 15 метров в 120 м от левого берега Невы на левой кромке фарватера на 1328км на границе н.п.Красные сосны и г.Кировска. Грунт песчаный, с валунами. Танк стоял на гусеницах носом к левому берегу. Правый борт, нижний по течению, частично замыт песком. Люки открыты, в них видно, что песком замыто все боевое отделение (по низ башни) и отделение управления. Ходовая часть видимых повреждений не имела. Доступ до буксирных крюков, размещенных в носовой части корпуса и кормовых буксирных рымов, свободный. Состояние кормовых буксирных рымов из-за окисления неважное. Носовые буксирные крюки предназначены только для горизонтальной продольной тяги. Доступ до осей ведущих шестерней и ленивцев левого борта свободный, на правом борту сохранилась надгусеничная полка.
Факторами, затрудняющими выполнение работ по подъему танка, являлись: значительная глубина и сильное, свыше 2 м/с течение. В связи с чем, было необходимо принимать дополнительные меры для увеличения безопасности и эффективности выполнения подводных работ.
Берега Реки Невы в этом месте представляют собой крутой склон, плотно застроенный частными домами, подступы к урезу воды отсутствуют и вытаскивание танка на берег было признано нецелесообразным.
Подъем танка решено провести плавающим краном.

14.06.07 г водолазный бот "Искатель" был установлен на якорь так, чтобы водолазный трап оказался в 7 м выше по течению над танком. Лебедкой заведен спусковой трос с балластом в 50 кг с закрепленным на нем ходовым концом длиной в 10 м. Водолаз Александр Капустин начал работу с поиска в кромешной темноте стоящей где-то рядом с вибрирующей от силы течения баластиной. Надо отметить, что сила сопротивления течению такая, что при увеличении парусности за счет спускающегося по 8 мм тросу водолаза баластину отрывает от грунта и водолазу приходится, "полоскаясь" в толще воды последние два метра, спускаться, придерживаясь уже за ходовой конец, почти горизонтально идущий от баластины.
Боевая машина оказалась в 2х метрах от спускового конца. После осмотра объекта Саша, потребовав слабину спускового конца, перенес чугунную тяжесть в кормовую часть танка, привалив его к ходовой части верхнего по течению борта. Теперь все, что спускается сверху вниз, будь то водолаз или оборудование, попадет непосредственно на танк. Приступаем к спуску гидроэжектора. Удобная модель, ее нам подогнали ростовские друзья. Одновременно разрыхляя перед собой грунт, гидроэжектор выбрасывает его через гофрированный рукав. Но обычная процедура превратилась в эпопею, которая вымотала Александра и съела оставшееся время бездекомпрессионного погружения. Скользящие скобы, на которых должен был спускаться по наклонному тросу напорный рукав, создавали такое трение, что никаких усилий не хватало для опускания оставшейся на поверхности части рукава.
Второму водолазу, Айвару Степанову, пришлось раздать полугайки и освободив эжектор, затащив его в отделение управления, организовывать блоковую протяжку напорного рукава с поверхности. Переложив на плечи товарищей, находящихся в 15 метрах над ним, основную нагрузку. Получилось. Для начала через люк механика - водителя удалялся грунт из отделения управления. Затем из боевого отделения через тот же люк, но эжектор стал застревать за спинкой сидения механика-водителя, и Айвар понял, что дальнейший размыв придется вести через люк башни. Это самое неприятное, ибо свежи воспоминания, когда скидывало течением два раза при попытке снять видеокамерой внутренности башни, получилось только на третий. Однако опыт : , собравшись силами, точно рассчитанным движением Айвар с первого раза вставил эжектор в командирский люк. Песок быстро убывал. Из внутрибашенной мути показалось до крайности обеспокоенное своей дальнейшей судьбой тело налима. Капустин был прав - здоровая рыбина! Громадина повернулась и снова скрылась в замученной работой эжектора глубине башни. Желание схватить рыбину за жабры отбивало нежелание кувыркаться по течению с налимом в руках - надо держаться всеми конечностями за броню, а усилием воли перемещать эжектор.
Вот казалось бы и все. Корпус очищен от песка. Но Александр Стасенко сообщил, что песок осаживается с подволока - верхних плоскостей корпуса танка, потеряв опору снизу. Ему пришлось еще целый час очищать от песка корпус и правый, нижний по течению борт машины, где, благодаря турбуленции, накопился метровый песчаный бархан. В это время Андрей Герасименко, наш подводный оператор, снял свой сюжет под водой. Вот кому пришлось нелегко. Подводный бокс надо держать двумя руками. В ластах, без "медали" в 16 кг, которая помогает (помимо грузового пояса) водолазу "Искателя" удерживаться против течения, мягко говоря, Андрей удовольствия от процесса не получил.
Разбирать эжектор и подавать наверх его элементы - напорный рукав и эжектор с выбросным рукавом пришлось уже Виталию Полищуку. Виталий завел четыре 4-х метровых стропа за оси передних "ленивцев" и задних ведущих шестерней. Пришлось помахать ломом, расчищая от остатков ржавого переднего правого крыла место остропки. По спусковому тросу уходят одна за одной стропы вниз, а из динамика слышатся четкие военные команды - "есть стропа", "я на задней правой оси, строплю", "готово", "подавай" "пошел смотреть", "есть стропа" .
Все готово к подаче "паука" строп краном. Завести паук на течении тоже дело непростое. Но утро вечера мудренее.

 16.06.07 г с утра дул сильный ветер, прогноз - до 20 метров в секунду. Оптимизма никакого. Плавучий кран СЗ-109 с буксиром пол дня боролись с ветром, пока не убедились, что не совладать . А ночью кран ушел на разгрузку аварийного парохода в Ладоге. Все отложено до понедельника. 18.06.07 г генеральный директор ЗАО "Искатель" Петр Кабатов предложил завести длинные стропы и цеплять гак крана на поверхности. Посчитали, глубина - 15 метров, 2,5 м высота борта крана с леерным ограждением, гак с вертлюгом и цепями - 3 метра, а ведь и правду влезет! Затраты времени на подготовку строп не идут ни в какое сравнение с проблемами делать это на броне под водой.
После заведения Александром Капустиным двух длинных строп под водой и заведения гака п/крана за огоны Виталием Полищуком на поверхности начат подъем.
"Летающий танк" из под воды просто "вылетел", но из-за не успевавшей слиться воды из надводной части, был остановлен на поверхности конечным выключателем нагрузки крана.
После слива воды танк был установлен Игорем Девятниковым с командой крана на палубе плавкрана.
Разгрузка, разоружение и реставрация танка проводится на Невском судостроительном-судоремонтном заводе в городе Шлиссельбург, а "Искатель" пошел на "Морскрой фасад" выполнять рутинную работу.



bt1
bt2



























































           Степанов А.В. водолазный специалист ЗАО "Искатель",
член президиума Конфедерации подводной деятельности России,
член научного комитета Конфедерации подводной деятельности России.